Экономика. Лекция 4. Спрос, предложение и цена в условиях рыночной экономики
Четвертая лекция курса "Экономика" для заочного отделения
Сущность
рынка. В
экономической теории термин «рынок» имеет несколько значений, но основное его
значение таково: рынок — это механизм
взаимодействия покупателей и продавцов экономических благ. Рынок
обслуживает производство, обмен, распределение и потребление. Для производства
рынок поставляет необходимые ресурсы и реализует его продукцию, а также
определяет спрос на нее. Для обмена рынок является главным каналом сбыта и
закупок товаров и услуг. Для распределения он является тем механизмом, который
определяет размеры доходов дяя владельцев ресурсов, продающихся на рынке. Для
потребления рынок — это тот канал, через
который потребителю поступает основная часть необходимых ему потребительских
благ. Наконец, рынок — это то место, где
определяется цена, являющаяся главным индикатором рыночной экономики.
Условия возникновения рынка: 1) разделение труда, которое ведет к специализации и обмену. 2) самостоятельность экономических
агентов, или, как часто говорят экономисты, обособленность хозяйственных
субъектов. Товарный обмен обязательно предполагает стремление к
взаимовыгодности. Никто не хочет проиграть, т.е. все хотят получить взамен
своего товара желаемое количество другого. А такое стремление возникает на
основе экономической самостоятельности, выражающейся в экономической
ограниченности, обособленности интересов. Эта самостоятельность
(обособленность) исторически возникает на базе частной собственности. В
дальнейшем она начала опираться и на коллективную собственность, но обязательно
ограниченную каким-то локальным кругом интересов (кооперативы, товарищества,
акционерные общества, государственные предприятия, смешанные предприятия, т.е.
с государственным участием, и т.д.). 3) свобода предпринимательства.
Расходы на совершение рыночных сделок называются трансакционными издержками. Это издержки на сбор и обработку информации о состоянии
рынка, на поиск покупателя (продавца) и ведение с ним переговоров и заключение
контракта, а также на контроль за его соблюдением. Рональд
Коуз в своей статье «Природа фирмы» выдвинул концепцию, согласно которой
наиболее эффективно рыночные сделки осуществляются через фирмы, а не между
индивидуумами. Говоря иначе, покупая товар в магазине, покупатель экономит на
трансакционных издержках. Это собственно и является
причиной существования фирм.
Рынок как механизм («большой» рынок) состоит из отдельных («малых») рынков — капитала, труда, продовольствия, жилья, страховых услуг и т.д. «Малые» рынки бывают двух видов: ресурсов и продукции (товаров и услуг). Функции рынка. Ценообразующая функция. В результате взаимодействия производителей и потребителей, предложения и спроса на товары и услуги на рынке формируется цена. Она отражает полезность товара и издержки на его производство. В отличие от административно-командной системы в рыночной экономике эта оценка происходит не до обмена, а в ходе его. В идеале рыночная цена представляет собой своего рода итог, баланс сопоставления затрат производителей и полезности (ценности) данного блага для потребителей. Информационная функция.
Цена,
складывающаяся на каждом из рынков, содержит информацию, необходимую всем
участникам хозяйственной (экономической) деятельности. Постоянно изменяющиеся
цены на продукты и ресурсы дают объективную информацию о необходимом
количестве, ассортименте, качестве благ, поставляемых на рынки. Высокие цены
свидетельствуют о недостаточном предложении, низкие цены — об избытке благ по сравнению с платежеспособным спросом. Регулирующая функция. Связана с воздействием
рынка на все сферы хозяйственной деятельности, прежде всего на производство.
Постоянные колебания цен не только информируют о состоянии дел, но и регулируют
хозяйственную деятельность. Растет цена —
сигнал к расширению производства; падает цена —
сигнал к его сокращению. Информация, предоставляемая рынком, заставляет
производителей снижать затраты, улучшать качество продукции. Посредническая функция. Рынок выступает
посредником между производителями и потребителями, позволяя им найти наиболее
выгодный вариант купли-продажи. В условиях развитой рыночной экономики
потребитель имеет возможность выбора оптимального продавца. Санирующая
функция. Используя инструмент конкуренции, рынок очищает экономику от
неэффективно функционирующих предприятий. И напротив, дает зеленый свет более
предприимчивым и активным. В результате селекционной работы рынка повышается
средний уровень эффективности.
Конкуренция
и риски. Принято
понимать конкуренцию как соперничество
между участниками рынка. Обычно выделяют три
основные предпосылки, наличие которых необходимо для функционирования механизма
конкуренции: во-первых, равенство экономических агентов,
действующих на рынке (во многом это зависит от количества фирм и потребителей);
во-вторых, характер производимой ими продукции (степень однородности
продукта); в-третьих, свобода входа на рынок и выхода с него
(прежде всего отсутствие препятствий для входа в виде организационных объединений
и структур). Различают
несколько видов конкуренции, или так называемых форм рыночных структур: Совершенная
(чистая) конкуренция возникает при следующих условиях: 1) существует множество
мелких фирм, предлагающих на рынке однородную продукцию, при этом потребителю
безразлично, у какой фирмы он приобретает эту продукцию; 2) доля каждой фирмы в
общем объеме рыночного предложения данной продукции настолько мала, что любое
ее решение о повышении или понижении цены не отражается на цене рыночного
равновесия; 4) выход новых компаний на рынок не встречает каких-либо
препятствий или ограничений; вход и выход из отрасли абсолютно свободен; 5) нет
ограничений на доступ той или иной фирмы к информации о состоянии рынка, ценах
на товары и ресурсы, затратах, качестве товаров, технике производства и т.д.
Конкуренция, которая в той или иной степени связана с
заметным ограничением свободного предпринимательства, называется несовершенной. Для этого
вида конкуренции характерно 1) незначительное количество фирм в каждой
сфере предпринимательской деятельности, 2) возможность какой-либо группы
предпринимателей (или даже одного предпринимателя) произвольно влиять на
конъюнктуру рынка. При несовершенной конкуренции существуют жесткие барьеры для
проникновения на конкретные рынки новых предпринимателей, отсутствуют близкие
заменители продукции, выпускаемой привилегированными производителями.
Между совершенной и несовершенной конкуренцией лежит тот
вид ее, который весьма часто встречается в практике и является их гибридом, — это так называемая монополистическая
конкуренция.
Она представляет собой тип рынка, в условиях которого
большое количество мелких фирм предлагают разнородную продукцию. Вход на рынок
и выход с него обычно не связаны с какими-либо трудностями. Существуют различия
в качестве, внешнем виде и других характеристиках товаров, производимых разными
фирмами, которые делают эти товары в чем-то уникальными, хотя взаимозаменяемыми. Противоположностью конкуренции служит монополия (от греч. monos— один и poleo — продаю). В условиях монополии
одна фирма является единственным продавцом данной продукции, не имеющей близких
заменителей. Барьеры для вступления в отрасль для других фирм практически
непреодолимы. Если в единственном числе выступает покупатель, то такая
конкуренция называется монопсонией (от греч. monos — один и opsonia — закупка). В условиях монополии,
как правило, выигрывает продавец; монопсония же обеспечивает привилегию для
покупателей. В некоторых отраслях встречается своеобразная двусторонняя
монополия, когда на рынке определенной продукции выступает один продавец и один
покупатель (например, в области военного производства: заказчик — государство, поставщик — единственная фирма). Чистая
монополия и чистая монопсония —
сравнительно редкие явления. Гораздо чаще в ряде отраслей в странах с рыночной
экономикой складывается так называемая олигополия ( от греч. oligos — немногий и poleo — продаю). Этот вид конкуренции предполагает существование
на рынке нескольких крупных фирм, продукция которых может быть как разнородной
(автомобили), так и однородной (алюминий, сталь). Вступление новых фирм в
отрасль, как правило, затруднено. Особенностью олигополии является взаимная
зависимость фирм в принятии решений о ценах на свою продукцию.
Защита конкурентной среды. Для формирования конкурентных
рынков необходимы соответствующая институциональная среда, эффективная работа
финансово-кредитной системы, защита национальных производителей.
Проблема
преодоления монополизма. Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности
на товарных рынках», принятый 22 марта 1991 г., явился первым в истории России; нормативным актом, направленным на развитие
конкуренции. 25 мая 1995 г. вступили в силу изменения и дополнения
к этому Закону. В этих документах определены понятия монопольно высокой и
монопольно низкой цены, понятие «доминирующее положение» хозяйствующего
субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет 65% и более, а в ряде случаев — 35% и более. Хотя само по себе обладание
доминирующим положением не является антизаконным. Закон запрещает
таким субъектам злоупотреблять своим положением на рынке. Статья 10 Закона ориентирована на пресечение
недобросовестной конкуренции; ст. 17 направлена на предупреждение
монопольных и олигопольных слияний; ст. 19 предусматривает крайнюю меру по отношению к субъектам
предпринимательства, злоупотребляющим своим доминирующим положением, — принудительное разделение хозяйствующих
субъектов. ФАС. Также в практике рыночных отношений
различают добросовестную и недобросовестную конкуренцию. Добросовестная
конкуренция — это такая, при которой
соблюдаются правовые и этические нормы взаимоотношений с партнерами. Под недобросовестной
конкуренцией понимаются технический шпионаж, подкуп работников конкурента,
ложная реклама, самовольное использование чужого товарного знака, копирование
внешнего оформления товара другой фирмы и т.п.
Несовершенства рынка. Функции рынка делают его в принципе
весьма эффективной системой. Однако это не означает, что рыночные отношения
являются полностью совершенными и обеспечивают прогрессивное развитие
экономики. В основном несовершенства рынка связаны с отклонением от
условий, обеспечивающих совершенную конкуренцию. К тому же рыночная экономика
оказывается неспособной обеспечить производство важных благ или создает их в
недостаточных объемах.
1) Рынок не способен противостоять
монополистическим тенденциям. В условиях рыночной стихии неизбежно
возникают монополистические структуры, ограничивающие свободу конкуренции. При
бесконтрольности рыночной среды формируются и укрепляются монополии. Создаются
неоправданные привилегии для ограниченного круга субъектов рынка. Чтобы
поддержать чрезвычайно высокие цены, монополисты искусственно сокращают
производство. Это вызывает необходимость регулирования цен, скажем, на
продукцию сырьевых монополий, электроэнергию, транспорт.
2) Рынок не заинтересован и не способен производить общественные
блага
(«общественные товары»). Эти товары либо вообще не производятся рынком, либо
поставляются им в недостаточном количестве. Особенность общественных товаров
состоит в том, что ими может пользоваться каждый, но не обязан за них платить.
К тому же обычно нельзя ограничить их использование. Дорожными
знаками, регулирующими правила движения, обязаны пользоваться все во избежание
нежелательных последствий. Вакцинация должна охватывать всех жителей, иначе не
удастся исключить инфекционных заболеваний. Общественные блага — это неконкурентные товары и услуги,
доступные практически каждому. Общественные блага бесплатны для
потребителя, но не бесплатны для общества. 3) Рыночный механизм непригоден для устранения внешних (побочных)
эффектов. Экономическая деятельность в условиях рынка затрагивает интересы
не только непосредственных его участников, но и других людей. Ее последствия
нередко носят негативный характер. По мере роста общественного
богатства проблема внешних эффектов становится все более острой. Увеличение
количества автомобилей в пользовании сопровождается загрязнением воздуха.
Целлюлозно-бумажные комбинаты отравляют водные источники. Широкое применение
химических удобрений делает продукты питания непригодными для употребления. 4) Рынок не способен обеспечивать социальные гарантии,
нейтрализовать чрезмерную дифференциацию в распределении доходов. Рынок по своей природе игнорирует
социальные и этические критерии, т.е. справедливость при распределении ресурсов
и доходов. Он не обеспечивает стабильную занятость трудоспособного населения.
Каждый должен самостоятельно заботиться о своем месте в обществе, что неизбежно
ведет к социальному расслоению, усиливает социальную напряженность. «Нормальный» рынок порождает ненормальные пропорции распределения
созидаемого богатства. 5) Рыночный механизм порождает неполную и несовершенную информацию. Только в условиях полностью
конкурентной экономики участники рынка обладают достаточно исчерпывающей
информацией о ценах и перспективах развития производства. Но сама конкуренция
заставляет фирмы скрывать реальные данные о положении дел. Информация стоит
денег, и экономические агенты —
производители и потребители — обладают ею
в различной степени. Отсутствие совершенной информации,
неполнота и неравномерность ее распределения создают преимущества для одних и
подрывают способность принятия оптимальных решений у других. Продавцы и
покупатели, предприниматели и рабочие не обладают равнозначной информацией.
Несовершенства рынка могут быть смягчены созданием соответствующих
институциональных структур, участием государства в распределении ресурсов,
решении проблем, которые не могут быть
обеспечены рыночными инструментами.
Закон убывающей предельной
полезности. Полезностью называется то удовлетворение, которое благо приносит
потребителю. Определяя для себя степень полезности того или иного блага,
потребитель оценивает размер той пользы, которую принесет ему потребление
блага. На уровне группы, коллектива, страны субъективизм в оценке
полезности благ меньше, преобладает усредненная и поэтому более объективная
оценка. Это позволило немецкому ученому Герману Госсену (1810—1858) сформулировать законы, касающиеся оценки полезности. По мере
увеличения потребления блага его полезность уменьшается. Например, в случае
сильной жажды индивидуума он наиболее высоко оценивает полезность первого
стакана воды, его оценка полезности второго стакана меньше, третьего — еще меньше, а четвертый стакан воды имеет
для него очень низкую полезность. Закон убывающей предельной
полезности, гласит, что каждая последующая
(предельная) порция блага все менее полезна с точки зрения индивидуума, а в
результате и совокупная полезность всего блага для него снижается. Ценность — это денежная оценка потребителем полезности блага. Обычно
она определяется потребителем так: к цене лучшего из доступных ему
альтернативных товаров (цена такого товара называется «ценой
безразличия») потребитель прибавляет
(вычитает) свою денежную оценку положительных и отрицательных отличий
данного товара от базового (т.е. берущегося за
базу). Ценность имеет синоним —
стоимость.
Оба термина взаимозаменяемы. В книге
«Богатство народов» Адам Смит сформулировал так называемый парадокс ценности,
согласно которому польза от воды огромна, но ценность — ничтожна, и в то же время бриллиант, который не имеет никакой
практической ценности, имеет высокую цену. Ответ на этот парадокс может быть
таким. Вода относительно изобильна, а бриллианты
— редки. Ценность воды и бриллианта определяется их предельной
полезностью. Ценой называется количество денег, за которое продается и покупается
экономическое благо. Цена определяется на рынке в результате взаимодействия
покупателей и продавцов, в ходе которого они сравнивают предложение и спрос на
товар и устанавливают цену.
Спрос, предложение, рыночная цена. Спрос — это количество товара, которое
хотят и могут приобрести покупатели за определенный период времени при всех
возможных ценах на этот товар. В условиях рынка действует так
называемый закон спроса, суть которого можно выразить следующим образом. При
прочих равных условиях величина спроса на товар тем выше, чем ниже цена этого
товара, и наоборот, чем выше цена, тем ниже величина спроса на товар. Действие
закона спроса объясняют существованием эффекта дохода и эффекта замещения.
Эффект
дохода выражается в том, что при снижении цены товара потребитель
чувствует себя богаче и хочет приобрести большее количество товара.
Эффект
замещения состоит в том, что при снижении цены товара потребитель
стремится заместить этим подешевевшим товаром другие, цены на которые не
изменились.
Действие закона спроса ограничено в следующих случаях: 1) при ажиотажном спросе, вызванном ожиданием повышения цен; 2) для некоторых редких и дорогих товаров, покупка которых является
средством накопления (золото, серебро, драгоценные камни, антикварные изделия и
т.п.); 3) при переключении спроса на более новые и качественные товары
(например, с пишущих машинок — на
домашние компьютеры; снижение цен на пишущие машинки не приведет к повышению
спроса на них). Изменение количества товара,
которое покупатели хотят и могут купить, в зависимости от изменения цены этого
товара называют изменением величины спроса.Однако цена является не единственным фактором,
оказывающим влияние на желание и готовность потребителей приобрести товар.
Изменения, которые вызваны воздействием всех других факторов, кроме цены,
называют изменением спроса.
Все другие факторы (так называемые неценовые) воздействуют как в сторону
увеличения, так и в сторону уменьшения спроса.
К неценовым факторам относятся: 1) изменения в доходах населения. Если доходы населения растут, то у покупателей
возникает желание приобретать больше товаров вне зависимости от цен на них.
Например, растет спрос на высококачественные одежду и обувь, товары длительного
пользования, недвижимость и т.п.; 2) изменения в структуре населения. Например, увеличение рождаемости приводит к
росту спроса на детские товары; старение населения влечет за собой увеличение
спроса на лекарства, предметы ухода за пожилыми людьми; 3) изменение цен на другие товары. К примеру, повышение цен на говядину может
привести к росту спроса на продукт -заменитель свинину и т. д.; 4) изменение вкусов потребителей, изменения моды, привычек, а также другие
факторы, не связанные с ценой.
Помимо цены на предложение оказывают воздействие и неценовые факторы,
среди которых можно выделить следующие: 1) изменение издержек фирмы. Снижение издержек в результате, например,
технических нововведений или снижения цен на сырье и материалы приводит к росту
предложения. Увеличение издержек вследствие повышения цен на
сырье или введения дополнительных налогов на производителя вызывает уменьшение
предложения; 2) изменение количества фирм в отрасли. Их увеличение (уменьшение) приводит к росту
(сокращению) предложения; 3) природные катастрофы, войны.
Равновесная (рыночная) цена устанавливается под воздействием
опроса и предложения. При равновесной цене желание и готовность покупателей
приобрести товар, а также желание и готовность продавцов его продать совпадают.
На рынке действует закон рыночного ценообразования,
который состоит в следующем: 1. Цена на рынке стремится к такому
уровню, при котором спрос равен предложению. 2. Если под воздействием неценовых
факторов произойдет изменение в спросе или предложении, то установится новая
равновесная цена, соответствующая новому состоянию спроса и предложения.
Рыночный механизм действует таким образом, что любое
нарушение равновесия влечет за собой его автоматическое восстановление. Однако
иногда равновесие нарушается искусственно
либо в результате вмешательства государства, либо вследствие деятельности
монополий, заинтересованных в поддержании монопольно высоких цен. «Цена пола» — установленная минимальная цена, ограничивающая дальнейшее
ее снижение. «Цена потолка»,
напротив, ограничивает повышение цены. Цены пола и потолка могут быть
установлены государством, регулирующим ценообразование на рынке. Например,
государство при осуществлении социальной
политики может установить максимальные цены на отдельные виды продуктов питания
(потолок цен), выше которых продавцы не вправе устанавливать свои цены. Примером цены пола может служить запрет на
торговлю товарами по ценам ниже их себестоимости
(демпинг).
Комментарии
Отправить комментарий