Экономика и менеджмент СМИ. Лекция 4. Менеджмент в СМИ.
Четвертая лекция по курсу "Экономика и менеджмент СМИ" для заочного отделения
В
бизнесе, предпринимательской деятельности термин менеджмент (англ, management –
управление) имеет несколько значений. Под ним понимают, во-первых, вид
деятельности, связанной с управлением предприятием, фирмой. Во-вторых,
менеджмент воспринимают как определенную профессию, представители которой
являются специалистами в области управления производственной и иной
деятельностью предприятия. Такого специалиста называют менеджером. В-третьих,
менеджмент рассматривают как совокупность руководителей производственным
коллективом.
Таким образом, менеджмент представляет собой специфическую
разновидность предпринимательской практики. Практика менеджмента изучается и
обобщается его теорией, являющейся одним из направлений теории управления. В
отечественной традиции менеджерами (манагерами) называют кого угодно - от
администраторов до продавцов, в частных вузах стало дурным тоном учить на
менеджеров, хотя нет профессии "начальник" - это должность, которую
занимает человек, поднявшийся вверх карьерной лестницы.
Редакционный
менеджмент – это деятельность, связанная с экономическим управлением
редакцией или компанией. Его можно рассматривать и как специальность,
профессию, стоящую в ряду других специальностей работников редакции. В
деятельности руководителей редакционных коллективов – главных редакторов,
ответственных секретарей и др. – уже давно проявлялись элементы того, что мы
сейчас называем менеджментом. Но они всегда руководили лишь творческой деятельностью
коллектива, уделяя ее экономическим основам незначительное внимание.
Теперь
руководители редакции, компании, агентства вынуждены заниматься менеджментом,
учитывая его цели. Важнейшая из них – обеспечение существования периодического
издания путем формирования и укрепления его экономической, финансовой
базы. Это возможно лишь при увеличении его доходов, сокращении расходов и
возрастании прибыли. Не менее важна и другая цель редакционного менеджмента:
воспитание экономического мышления у всех творческих и технических работников,
руководителей и исполнителей.
Величина редакционного коллектива
Первый
же вопрос, который встает перед учредителем нового СМИ, уже решившим проблемы
создания его финансовой и материальной базы и приступившим к набору будущих его
работников, – сколько сотрудников должно быть в редакции? Как определить
оптимальную величину ее коллектива? Однозначного ответа на этот вопрос не
существует. Можно лишь с уверенностью сказать, что для выпуска крупного издания
создают крупную редакцию, для издания небольшого печатного или аудиовизуального
органа величину редакции можно уменьшить. В каждом конкретном случае придется
учитывать множество факторов: периодичность выхода издания, его объем –
количество полос и их формат в номере газеты или продолжительность
телепрограммы, тип издания и характер его аудитории, профессиональную
квалификацию сотрудников редакции и др. И возможности оплаты их труда – с
учетом их стоимости на рынке рабочей силы.
В
современных рыночных условиях учредитель и руководитель редакционного
коллектива вынуждены исходить из требования предельного ограничения его
величины, оставляя в редакции лишь тот минимум, который в состоянии обеспечить
выпуск издания без снижения его уровня.
Разумеется,
безвозвратно прошло то время, когда один человек мог сам выпускать свою газету,
являясь одновременно автором ее материалов, редактором, издателем и
распространителем. Подобные примеры можно найти и в наше время, но это лишь
редкие исключения из правил, объяснимые особыми обстоятельствами. Для того
чтобы сейчас выпускать даже небольшую газету, не говоря уж о
телерадиопрограмме, требуется минимальный коллектив хотя бы из двух-трех
человек с разделением между ними редакционных обязанностей. Но с другой
стороны, сейчас прошло время гигантских, раздутых редакций с несколькими
сотнями сотрудников. Теперь руководитель коллектива, редакционный менеджер,
определяя его величину, исходит из правила: ни одного работника свыше
оптимального минимума, но и ни одним сотрудником меньше! Конечно, с изменением
условий выхода издания и его характеристик, например, с увеличением объема
номеров или учащением их выхода, увеличивается и коллектив редакции,
устанавливается новый оптимальный минимум ее величины.
Задачу
минимизации величины редакции все чаще решают, уменьшая количество ее штатных
работников и одновременно привлекая все больше нештатных сотрудников. При этом
часть последних работают в редакции на постоянной основе, некоторым из них даже
поручают ведение определенных тематических рубрик издания. Но оплачивают их
работу только гонораром за публикации. С ними могут заключить договор-контракт
на определенное время, оговорив в нем условия сотрудничества. Охотно обращаются
к такой форме трудовых отношений в редакциях изданий с низкой периодичностью их
выхода, например в журналах-ежемесячниках. Все это позволяет руководству
редакцией значительно сократить расходы на оплату ее штатных работников.
С
ослаблением финансовой базы издания, стремясь сократить расходы, менеджер может
посоветовать руководителям коллектива уменьшить количество штатных работников.
В некоторых редакциях крупных газет по этой причине резко сократили число
собственных корреспондентов, в частности зарубежных, оставив корпункты лишь
там, где без них нельзя обойтись. Так, в «Известиях» из полусотни зарубежных
собкоров оставили немногим больше десятка. Их недостаток пытаются возместить,
направляя журналистов из редакции в разные регионы в роли специальных
корреспондентов с разовыми заданиями.
Подобная
минимизация величины редакции возможна, понятно, только при достаточно высоком
профессиональном уровне ее сотрудников. Их слабая подготовка неизбежно
заставляет увеличивать коллектив и расходы на его содержание. Большое влияние
минимизация величины редакции оказывает и на состав ее коллектива, и на организацию
его работы.
Состав редакционного коллектива. Одно
из направлений специализации определяется типом СМИ: требования, предъявляемые
журналистам на телевидении или радио, во многом различаются и еще больше
отличаются от требований к журналистам редакций печатных периодических изданий
или информационных агентств. Эта специализация углубляется в зависимости от
характера издания, особенностей его аудитории, периодичности выхода и др. Так,
журналистов, работающих в периодической
печати, можно разделить на две группы. К первой относятся газетчики, ко
второй – сотрудники журналов. У них много общего, но немало и особенностей.
Если, например, непременным качеством газетчика является оперативность, то для
работы литературного сотрудника ежемесячного журнала она имеет меньшее
значение. Зато в его творчестве большую роль играют аналитичность, способность
к обобщениям и оценкам. Этого требуют далеко не от каждого газетчика.
Множество
различных новых специальностей возникло на телевидении. Автор, сценарист и художественный
руководитель программы, режиссер и оператор, ведущий и специалисты по свету и
звуку и т.д. – сложность подготовки телепрограммы потребовала узкой и дробной
творческой и технической специализации. Нередко границы между ними стираются,
особенно в небольшом коллективе.
Эффективность
работы журналиста, сотрудника технического или коммерческого подразделения в
большой степени определяется соответствием его специализации месту, которое он
занимает в коллективе редакции. Если такое соответствие отсутствует, это
приводит к снижению уровня работы сотрудника – возрастанию времени выполнения
задания, возможности ошибок, возникновению необходимости оказывать ему помощь и
т.п. И к увеличению расходов, связанных с его работой. Держать такого
сотрудника на неподходящем для него месте экономически невыгодно. Приходится
переводить этого работника на другое место или освобождаться от него. Редакция
заинтересована в том, чтобы в ней работали высококвалифицированные
профессионалы, но редко может платить таким.
Менеджмент и кадровая политика редакции
Менеджер
должен представлять себе реальные возможности и источники пополнения и
укрепления редакционного коллектива.
Один
из этих источников – факультеты журналистики
государственных и негосударственных университетов. Их питомцы получают
достаточную теоретическую подготовку, необходимую для адаптации в редакциях
различных СМИ. Но они обладают минимальным практическим опытом и умениями,
поэтому период их адаптации в коллективе несколько затягивается. Зато после его
завершения большая часть дипломированных журналистов показывает себя с
наилучшей стороны. Другим источником редакционных кадров становятся редакции
других изданий, выходящих в том же городе и нередко выступающих в роли
конкурентов, а также специалисты других областей. Так, например, считается, что
легче
научить финансового аналитика писать статьи, чем объяснить журналисту
основные экономические категории.
Все
штатные сотрудники редакции, компании, информационного агентства заключают с
работодателем, в роли которого выступает главный редактор, директор компании
или уполномоченное им лицо, трудовой договор. Согласно трудовому
законодательству Российской Федерации это срочный трудовой договор – контракт.
Срочный
трудовой договор заключается с руководителями коллектива СМИ – главным
редактором или директором компании, их заместителями, главным бухгалтером – на
срок не более пяти лет. Срок трудового договора, заключаемого с творческим или
другим работником редакции, телерадиокомпании, агентства, определяется по
соглашению между работодателем и работником. Он не может превышать пяти лет,
после истечения этого срока договор перезаключается. В случае, если ни одна из
сторон не потребовала расторжения срочного трудового договора в связи с
истечением его срока, а работник продолжает выполнять свои обязанности, этот
договор считается заключенным на неопределенный срок.
На время замещения постоянного
сотрудника, ушедшего из редакции на какой-либо срок по определенным
обстоятельствам (в декретный отпуск или на время учебы и т.п.), работодатель
может принять нового работника. Тогда в трудовом договоре-контракте с новым
работником указывают время окончания соглашения. После возвращения постоянного
сотрудника редакции замещавший его работник освобождает место в соответствии с
контрактом. Заметим, что работодатель – руководитель редакции, компании имеет
право по соглашению с работником провести его испытание в целях
соответствия поручаемой работе. В этом случае в трудовом договоре должно быть
указано условие об испытании – на срок не более трех месяцев, а для
руководителей организаций, их заместителей, главных бухгалтеров и руководителей
структурных подразделений организаций – на срок не более шести месяцев. При
неудовлетворительном результате испытания работника работодатель имеет право до
истечения срока испытания расторгнуть договор с работником, предупредив его об
этом в письменной форме с указанием причин расторжения договора. Контракт
– срочный трудовой договор работодатель может заключить и с нештатным
сотрудником редакции, в привлечении которого он заинтересован.
Контрактная
система найма имеет свои достоинства. Она позволяет руководителю коллектива
легко освободиться от неквалифицированного, недобросовестного работника, не
выполняющего условия контракта. Договорная база между сотрудником и
работодателем расширяется, в контракт вносятся дополнительные условия. Здесь
могут быть оговорены и особые условия расторжения контракта. Его
продолжительность может быть самой разной – от нескольких месяцев, необходимых
для подготовки программы, до пяти лет и зависит от воли нанимателя. Впрочем, в
контракт может быть внесен пункт, предоставляющий работнику право расторжения
контракта и получения соответствующей компенсации, если наниматель нарушит свои
обязательства.
Все
условия, определяемые контрактом, делятся на две части. К первой относятся так
называемые основные условия, связанные с режимом труда и отдыха,
характером работы, ее оплатой, отпуском. Вторая часть – так называемые факультативные
условия, связанные с различными сторонами социальной защиты работника,
например, с предоставлением ему жилой площади и т.п. Это позволяет руководителю
редакции или компании регулировать ее состав, отсеивая слабейших работников и
поощряя лучших. Он может отказаться от возобновления контракта или наоборот – возобновить
его, увеличив его срок, повысив зарплату работника и т.п.
Структура редакционного коллектива. Исходя
из того, что редакция – это система, первое из этих условий – наличие в ее
структуре центра управления коллективом. Второе – свободный приток в редакцию
информации, необходимой для управления коллективом и для деятельности
его подразделений. Без такой информации выпуск периодического издания
невозможен. Третье – обеспечение прямой и обратной связи в
редакции, свободного прохождения информации через все ее подразделения,
ко всем ее сотрудникам. Прямой связи – сверху вниз: приказов, решений, указаний
руководства редакции всем ее сотрудникам. И обратной связи – снизу вверх: изо
всех подразделений, от их работников, информации о выполнении приказов, решений,
о ходе реализации планов, заданий и встречные предложения. Эти требования – один из факторов, определяющих основы структуры
любого редакционного коллектива. Другой фактор – принципы редакционной деятельности. Первый из них – разделение
труда в редакции. Вся ее структура сверху донизу делится на части,
подразделения, звенья, у каждого из которых – свои задачи и функции, свой
участок работы и своя ответственность. Это полностью относится и к каждому
сотруднику редакции, входящему в то или иное подразделение. Второй принцип – кооперирование труда и объединение
его результатов. Оно закономерно завершает процесс разделения труда.
Кооперирование обеспечивает не просто суммирование результатов работы каждого
подразделения редакции, но и объединение их в единое целое. Оно лежит в основе
создания коллективного журналистского произведения – выпуска газеты, программы
или другого периодического издания. Этот принцип способствует
целеустремленности в работе редакции. Он приобретает особое значение в
деятельности редакционного руководства, обусловливая координацию усилий
подразделений коллектива. С
разделением и кооперированием труда связан и третий принцип – единоначалия,
также влияющий на структуру редакции. В соответствии с ним каждый работник
редакции непосредственно подчинен только одному руководителю. И каждый
руководитель получает право единолично решать все вопросы, связанные с
деятельностью подразделения, которым он управляет, и каждого своего
подчиненного. Структура редакции
формируется под воздействием еще одного фактора – типа СМИ. Он
обусловливает специфику структуры, которая приобретает особенности, связанные с
различиями процесса подготовки и производства печатного или аудиовизуального
периодического издания. В самом деле, структура телерадиокомпании при
множественности ее вариантов обеспечивает все элементы и этапы этого процесса,
обусловленные особенностями аудио-видеоинформации, используемых при этом
методов работы журналистов и технических средств.
Действие
всех этих факторов определяет две характеристики структуры редакции, внешне
противоречивые, но органично связанные между собой.
Структура редакции должна быть,
с одной стороны, достаточно жесткой. Только в этом случае она будет
способствовать стабильности деятельности всех звеньев коллектива, ее ритмичности.
Частые ее изменения могут привести к сбоям в работе элементов редакционной
системы. Но с другой стороны, эта структура должна быть гибкой, не
отставать от изменений обстановки, в которой действует редакция. Если этого
требует ситуация на рынке периодических изданий, необходимость усиления борьбы
с конкурентами, в структуру редакционного коллектива нужно немедленно вносить
соответствующие изменения. Обеспечение органичного сочетания этих двух
характеристик – задача редакционного менеджмента.
С
понижением уровня структуры редакции печатного издания функциональное
разделение труда в ней приобретает все более специализированный характер.
Каждая из двух больших функциональных групп разделяется на ряд подразделений
или звеньев. Так, творческая группа состоит из двух звеньев. Первое – звено
руководства и управления. В него входят редакторат (главный редактор и его
заместители), редколлегия, секретариат. Второе – звено исполнения, состоящее из
отделов редакции. Внутри звена руководства и управления происходит дальнейшее
разделение труда: редакторат и редколлегия осуществляют руководство редакцией,
секретариат представляет собой центр оперативного управления коллективом. Региональные
(территориальные) отделы сообщают о событиях, происходящих в границах определенного
региона. Проблемные отделы – экономических проблем, социальных, правовых и
других – сосредоточивают свое внимание на проблемах, встающих перед людьми в
различных областях их частной и общественной жизни.
Наконец,
каждый из так называемых функциональных отделов редакции
выполняет какую-то одну функцию, связанную с подготовкой публикаций
определенного характера или с обеспечением деятельности какого-то элемента
редакционной системы. Так, отдел внутренней информации обеспечивает издание
оперативной информацией о событиях, происходящих во всех областях жизни
общества, отдел иллюстрирования дает в каждый номер фотоснимки и рисунки. А
отдел расследований сосредоточивается на поисках истинных причин и участников
возникновения кризисных ситуаций в жизни того региона, где выходит газета или
журнал.
В
звене исполнения творческой части крупной редакции нередко работают штатные
обозреватели – международный (политический), экономический, спортивный и др.
Обычно это специалисты с обширными знаниями, способностями аналитика,
сочетающие подготовку масштабных статей и обозрений с оперативными
комментариями и другими откликами на события и выступления. Одновременно в
редакции могут работать штатные специальные корреспонденты. Это многоопытные
журналисты, готовые в любой момент выехать по заданию руководителей в
командировку и подготовить проблемное выступление на одном из главных
направлений, которые ведет издание.
Немногим
уступают спецкорам собственные корреспонденты, работающие вне центрального
аппарата редакции. Не случайно собкора называют «редакцией в одном лице» – само
положение вынуждает его выступать поочередно в роли репортера и обозревателя,
интервьюера, очеркиста, комментатора и рецензента. Как правило, он универсал:
готовит материалы на самые разные темы и в разных жанрах, организует
выступления местных общественных деятелей и специалистов в разных областях
политики, экономики и культуры. В регионе, который обслуживает собкор, он
представляет свое издание, в редакции же выступает как представитель своего региона.
В
технической группе редакции разделение труда также приводит к образованию ряда
служб с четкими функциями и обязанностями. Отдел или служба досье снабжает все
творческие подразделения оперативной информацией, которую получает из Интернета
и других источников. Компьютерный центр обеспечивает набор и корректуру всех
материалов издания. В редакции со слабым электронным оснащением действует
корректорская, где вычитывают оригиналы публикаций и оттиски полос номера. В
редакционном архиве хранятся в течение определенного времени оригиналы всех
публикаций издания, а также подписные полосы всех номеров. В редакционной
библиотеке журналисты и другие сотрудники могут получить дополнительную
информацию для своих публикаций и сверить использованные в них данные. Задача
группы (отдела) проверки, созданной в редакциях некоторых крупных изданий, –
сплошная оперативная проверка всех фактических данных: фамилий, должностей,
дат, географических названий и т.п., содержащихся в материалах очередного
номера. Дежурная служба выпуска создана для работы над номером в редакции и
типографии на всех этапах его производства. Так в процессе разделения труда
формируется структура редакционного коллектива. Это пирамидальная структура редакции,
наверху которой стоит ее руководитель – главный редактор, а ниже находятся
творческие и технические подразделения и входящие в них работники. Они
располагаются на нескольких – трех-четырех – уровнях. На каждом из них
находятся подразделения звеньев управления и исполнения, их руководители – творческие
или коммерческие менеджеры, а на самом нижнем уровне – творческие и технические
сотрудники, непосредственные исполнители заданий своего руководства У
пирамидальной структуры редакции – свои достоинства. Она обеспечивает
полное разделение труда в коллективе, единоначалие управления на всех уровнях,
высокую персональную ответственность каждого сотрудника за результаты своей
работы. Но у нее есть и недостатки. Она громоздка, замедляет
прохождение информации, необходимой для управления коллективом и выпуска
издания. Для прохождения оригиналов будущих публикаций снизу вверх – от авторов
к секретариату и редакторату – требуется значительное время. Это снижает
оперативность выхода сообщений на газетные полосы и удлиняет путь информации к
ее потребителю. Сегодня структуру редакций изменяют, стремясь уменьшить
количество ступеней – уровней редакционной пирамиды. Так приходят к плоской
структуре редакции. Уровни в этой структуре сокращают до минимума. Плоская
структура редакционного коллектива обладает рядом достоинств. Она
сокращает путь прохождения управленческой информации к каждому сотруднику – как
к корреспонденту, так и снизу вверх – к ответственному секретарю и редактору.
Укорачивается и путь прохождения текста на газетную полосу. С уменьшением
количества уровней в этой структуре ускоряется и облегчается управление
коллективом. Но вместе с тем выявляются и недостатки этой структуры. Один из
них – во многом изменяются и усложняются задачи и обязанности руководителей
редакции. Редактор и его заместитель вынуждены теперь сами заниматься
оперативным управлением коллективом, давать задания каждому сотруднику,
контролировать их выполнение.
Преобразование
газетной редакции в информационный центр – первый шаг к созданию
информационного агентства. Как показывает опыт информационного центра,
обслуживавшего печатные издания, входящие в пресс-группу «Коммерсанта»,
структура коллектива при этом кардинально меняется. Она строится по нескольким
уровням. На нижнем находятся корреспонденты центра, которые выполняют поступающие
к ним заказы на подготовку информации для того или иного издания, входящего в
пресс-группу, – по определенной тематике и в определенном жанре. В
обусловленный заказом срок эта информация поступает к диспетчерам, которые
поддерживают непрерывную связь с корреспондентами. Диспетчеры передают эту
информацию на третий уровень – к редакторам, которые систематизируют ее,
проводят первичную обработку и оформляют в виде подборок в соответствии с
требованиями конкретного издания. На очередном, четвертом уровне работают
выпускающие редакторы. Сюда поступают заказы из изданий, которые они передают
вниз – корреспондентам. Ведущие редакторы контролируют выполнение заказов,
отвечают за их качество и соответствие требованиям каждой редакции,
поддерживают рабочие контакты со всеми сотрудниками, участвующими в поиске,
обработке и обогащении информации, определяют для корреспондентов приоритетные
темы и формы их материалов. К ним поступает информация сотрудников специальной
группы мониторинга, которые непрерывно ведут наблюдение за другими газетами,
журналами, телевидением и радио, изучая их сообщения и публикации.
Структура телерадиокомпании и
информационного агентства. Ее основные характеристики схожи с
характеристиками структуры редакции печатного периодического издания. Здесь
также представлены элементы важнейших частей коллектива – творческой,
технической и коммерческой. Также формируется звено управления, которому
подчиняются подразделения звена исполнения. Также возрастает значение
коммерческих структур, обеспечивающих выпуск издания. Но при общих основах
каждый творческо-производственный коллектив отличается своими особенностями. Они
определяются спецификой СМИ и процесса создания его продукции –
телерадиопрограммы, бюллетеня или вестника. Многообразие видов телерадиокомпаний
и агентств сказывается на конкретных характеристиках их структуры. Так,
коллектив производящей телекомпании построен несколько иначе, чем коллектив
вещательной компании, их различия определяются, в частности, ролью продавца или
покупателя, которую они играют на информационном рынке. Структуры
общенационального информационного агентства ИТАР-ТАСС и небольшого
регионального агентства на первый взгляд имеют мало общего – сказываются
различия их задач и масштабов их деятельности. И все же, несмотря на эти
особенности, руководители коллектива любого СМИ, определяя его структуру,
вынуждены исходить из предъявляемых к ней требований и принципов редакционной
деятельности. Деятельностью коллектива любой телекомпании, независимо
от ее типа, руководят генеральный директор, генеральный продюсер и главный
редактор, определяющие лицо компании, характер ее продукции и распоряжающиеся
ее финансами. Им подчиняются творческие объединения, создающие программы.
Обычно такое объединение – группа тележурналистов: автор, режиссер, ведущий и
др. – работает на определенном тематическом направлении – готовит новостные
программы, художественные, спортивные и др. В творческое объединение включают
представителей технических подразделений – отделов операторов, звукооператоров
и др., которые входят в техническую дирекцию, возглавляемую своим директором.
Исполнительный директор объединения контролирует использование средств,
предоставленных для подготовки программы. Руководителям коллектива подчиняются
и коммерческие структуры: отделы или группы маркетинга, рекламы и др. Варианты
подобной структуры коллектива можно встретить в большинстве телерадиокомпаний.
На радио в нее включают подразделения, связанные со спецификой СМИ, –
радиостудии и др. А в информационном агентстве основными творческими
подразделениями становятся редакции – тематические или региональные. Такая
редакция может включать несколько отделов, каждый из которых готовит
информацию, связанную с какой-то стороной основного тематического направления
или с частью региона. Она передается выпускающему, который формирует из нее
тематические блоки для распространения.
Управление
редакционным коллективом. Выделяют несколько уровней менеджмента. Высший
(в редакции печатного периодического издания) – это уровень редактората,
редакционной коллегии и секретариата. В телерадиокомпании и информационном
агентстве это, соответственно, уровень их руководителей: директората,
продюсеров и т.п. Средний
уровень – руководители творческих подразделений редакции: ее отделов,
технических и коммерческих служб. На низшем уровне менеджмента выступают
руководители временных групп и других структур, создаваемых для выполнения
конкретных творческих и организационных заданий. Управление всем коллективом на
высшем уровне менеджмента носит специфический характер: оно определяет
стратегию редакционной деятельности на всех ее направлениях. В ходе этого
руководства редакцией устанавливают главные цели работы коллектива – творческие
и экономические. Формулируют его задачи на длительный период, определяют основы
планирования, направление и характер изменений издания, роль творческих,
технических и коммерческих подразделений в решении поставленных задач в
зависимости от прогнозов изменения ситуации на рынке периодических изданий. Таким
образом, руководство редакцией на этом уровне носит в основном стратегический
характер. Оно крупномасштабно и перспективно и закладывает основу для
деятельности всех редакционных структур на более низких уровнях. Вместе с тем
руководители редакции при необходимости вмешиваются в процесс выполнения их
решений и планов, корректируя руководителей творческих и других подразделений,
оказывая им поддержку и конкретную помощь. Особую роль в редакционном менеджменте играют
сотрудники секретариата редакции, прежде всего его руководитель – ответственный
секретарь. Он фактически – производственный менеджер, непосредственно
руководящий процессом подготовки и выпуска издания. Редакционный менеджмент
непосредственно сопрягается с маркетингом. Собственно, они представляют собой
две стороны, два этапа процесса, направленного на достижение единой цели. Их
можно было бы назвать маркетингменеджментом, каждая из двух частей которого
специализируется на решении определенных задач. И работники, занимающиеся
маркетингом и менеджментом в редакции, поддерживают непрерывные деловые
контакты, обмениваясь информацией, находящейся в их распоряжении, под единым
руководством – генерального менеджера редакции или компании.
Методы
управления коллективом. В процессе редакционной практики используют
эффективные методы управления коллективом. К ним относятся политические,
правовые, организационные (административные), психологические и экономические
методы управления. Разумеется, руководители редакции или телерадиокомпании
проводят определенную редакционную информационную политику, на формирование
которой влияют как политика государства, власти, так и интересы, прежде всего
экономические, учредителей, владельцев СМИ. Эта редакционная политика
определяет характер и позицию СМИ, направление деятельности коллектива
редакции, ее журналистов. Она влияет и на использование различных
административных методов управления: моделирования и планирования,
координирования и контроля, стимулирования и обеспечения оптимальных условий
труда и др. После вхождения СМИ в рыночную экономику быстро возрастает
значение экономических методов управления редакцией. Используя их,
руководители коллектива получают возможность финансового воздействия на работу
сотрудника и подразделения, в котором он трудится. Например, путем его перевода
на вышеоплачиваемую должность, повышения зарплаты в рамках «вилки» должностного
оклада. Весьма эффективно регулирование размера гонорара, который можно
изменять в зависимости от качества материала и трудоемкости процесса его
подготовки. Не меньший эффект дает и изменение частоты публикаций журналиста
в соответствии с его работой – активностью, инициативой, мастерством,
актуальностью тематики и др. Публикуя материалы сотрудника редакции чаще или
реже и тем изменяя размер его гонорара, стимулируют активность журналиста и
лучшую организацию его труда. К экономическим методам управления коллективом
относится и стимулирование труда работников. В каждой редакции полезно
разработать систему стимулирования творческих и технических сотрудников. В ее
основе – сочетание материальных и моральных стимулов. Используя формы
финансового поощрения работника, в том числе выдачу годовых премий, путевки и
т.д. Наряду с системой стимулирования работников редакции полезно обдумать и
формы взыскания – наказания за ошибку, срыв задания, нарушение трудовой
дисциплины и журналистской этики и, конечно, за действия, повлекшие за собой
экономические потери, уменьшение доходов издания. Эти формы также имеют
материальный и моральный характер – от сообщения редактора на летучке о том,
что слабый материал сотрудника пошел «в корзину», или выговора в приказе за
ошибку до увольнения или отказа продлить контракт за попытку журналиста утаить
денежное вознаграждение, полученное от рекламодателя за скрытую рекламу.
Организация работы любой редакции характеризуется ритмичностью ее деятельности.
Выпуск газеты или журнала, телерадиопрограммы производится через равные
временные интервалы – час, день, неделю, месяц и т.д., в пределах заранее
обусловленного времени. Ритмичность означает, во-первых, производство всех
операций, связанных с подготовкой и выпуском периодического издания, в строгой,
заранее обусловленной последовательности. Во-вторых, производство каждой
операции в определенное время, к установленному сроку. И, в-третьих,
повторяемость этих операций в определенный период, известный всему коллективу
и, прежде всего работникам, производящим данную операцию.
Ритмичность редакционной
деятельности непосредственно связана с ее цикличностью. Эта
деятельность состоит из нескольких повторяющихся циклов, каждый из которых обычно
включает: подготовку номера или программы и их выпуск. В свою очередь каждая из
этих частей состоит из нескольких этапов. Так, в подготовку номера или передачи
входят сбор информации, ее обработка, формирование номера. Процесс выпуска
номера или передачи также расчленен на несколько повторяющихся этапов. Подобная
цикличность определяет всю жизнь редакционного коллектива: на том или ином
этапе цикла внимание журналистов и технических сотрудников последовательно
сосредоточивается на очередной задаче – на сборе информации или ее обработке,
на формировании номера или его выпуске. Следствием этого являются и
определенные психологические особенности организации труда работников редакции,
связанные с необходимостью быстрого переключения внимания с одной частной цели
на другую. При функционировании редакции учитывают и иные циклы – месяц,
квартал, год. Это связано с особенностями работы в различных областях экономики
и культуры в разное время года, а также с существованием определенных сезонов,
специфических периодов, когда деятельность целых отраслей экономики направлена
на достижение определенных целей. Например, в весенние месяцы региональные СМИ,
особенно местная печать, активно освещают проблемы, связанные с проведением
сева. А осенью они публикуют материалы, посвященные уборке урожая. Годовой цикл
деятельности редакции складывается в процессе ритмично повторяющейся смены
тематики и проблематики ее публикаций. Эта цикличность влияет на моделирование
изданий, планирование работы редакции и на определение важнейших ее
направлений.
Моделирование и планирование работы редакции. Разработка модели
– структуры редакции, ее работы, самого периодического издания – газеты,
программы, информационного бюллетеня – и процесса его выпуска – одна из
предпосылок успеха в конкурентной борьбе после его выхода на рынок.
Моделирование требует времени, сил, высокого профессионализма специалистов,
которые этим занимаются, и определенных расходов – оплаты их труда. Но без
модели издания и работы его редакции она не имеет шансов удержаться в избранной
ею информационной нише. Разработав модель издания, учитывающую его тип,
особенности целевой аудитории, регион распространения и другие характеристики,
руководители редакции могут в соответствии с нею организовать работу
коллектива. Модель позволит им сократить время, силы и расходы, связанные с
подготовкой и выпуском издания. Первая и важнейшая ее часть –
содержательно-тематическая модель – определит главные тематические направления
публикаций издания, структуру и особенности его содержания. Она поможет
установить системы жанров и рубрик его материалов. Вторая часть –
композиционная модель издания – облегчит распределение его материалов во
времени: по номерам недели или по дням и часам выхода программы в эфир, и в
пространстве – по страницам номера газеты или журнала. Наконец, третья часть –
графическая модель – даст основу для формирования постоянного внешнего «лица»
издания. Хорошо разработанная модель издания и работы редакции облегчает
планирование ее деятельности.
Минимизация размеров редакционного
коллектива и связанное с нею повышение интенсивности работы каждого
журналиста и технического сотрудника повышает значение нормирования их труда и
учета его результатов. Только установление минимальной количественной нормы
материала, сдаваемого журналистом в очередной выпуск издания, при соблюдении
высоких требований к его качественным характеристикам, может обеспечить
ритмичную работу коллектива. Это средняя норма, определяемая руководителями
редакции без учета индивидуальных особенностей каждого сотрудника. Значительно
больший эффект может дать установление индивидуальной нормы, определяемой с
учетом способностей и возможностей журналиста. Такую норму можно было бы даже
заложить в контракт, заключаемый с сотрудником редакции. Особое значение нормирование
получает в небольшой редакции. Срыв здесь задания даже одним журналистом может
сказаться на всем процессе выпуска издания, задержать его и привести к выплате
редакцией типографии финансового штрафа.
Введение норм в редакционную практику
предполагает и учет результатов труда работников. Если в редакции нет
возможности поручить выполнение этой обязанности одному из ее сотрудников, то
этим придется заниматься секретариату, работники которого имеют наилучшее
представление о вкладе каждого в подготовку и выпуск издания. Уровень
периодического издания, его соответствие запросам аудитории и его рыночная
стоимость в сильнейшей степени зависят от организации работы его редакции.
Поэтому она должна оставаться одним из постоянных объектов внимания
редакционного менеджера. Подобно тому, как главный редактор и другие
руководители коллектива контролируют творческую эффективность организации его
деятельности, менеджер контролирует ее экономическую эффективность. При сигнале
о снижении доходов от реализации издания, ослаблении его конкурентоспособности,
уменьшении притока рекламы и т.п. он ищет причины этого, изучая рыночную
конъюнктуру, конкурентные издания, свою газету или программу, а также проверяя
соответствие организации работы редакции изменившимся условиям и требованиям. Журналист в редакционном коллективе. Войдя
в редакцию, журналист займет в ней какое-то место, и будет играть здесь
определенную роль. Во многом это зависит от его штатной должности. Она сразу
очертит круг его задач и обязанностей. Если он станет корреспондентом одного из
отделов редакции, то в первую очередь будет заниматься подготовкой материалов
для издания, их редактированием, работой с авторами. Придя на должность
заведующего отделом, будет значительную часть рабочего времени заниматься своими
организационными обязанностями – планированием работы отдела, распределением
заданий среди его корреспондентов, контролем за их выполнением. Став
ответственным секретарем редакции или его заместителем, он почти все свое время
должен уделять вопросам, связанным с управлением коллективом и выпуском
номеров. Если же журналист не входит в штат редакции и работает
на гонораре, он все равно выполняет определенные обязанности – ведет
тематическую рубрику издания или просто пишет для него по заказу материалы определенной
тематики или в каком-либо жанре. Но в любом случае, независимо от характера его
обязанностей, журналист вступает в определенные отношения с изданием. А если он
вошел в штат редакции, то становится членом ее коллектива. Необходимость
подготовки коллективного произведения – номера газеты или телепрограммы –
придает особый характер всей его деятельности. С самого начала, когда он своей
заявкой вносит вклад в общередакционный план работы; далее, когда получает
задание, соответствующее одному из пунктов этого плана, затем в ходе сбора
информации, отбора фактов на всем процессе подготовки публикации. Журналист
учитывает опыт своих предшественников в разработке той же темы, направление и
цели деятельности других сотрудников редакции. Взаимозависимость – одна из
важнейших особенностей работы журналистов, сотрудничающих в одной редакции. С
особой силой она выявляется на телевидении и радио, где команда творческих и
технических работников – творческое объединение или группа – создает цельную
программу или передачу. Индивидуально-коллективный характер труда журналиста
отличает его от деятельности представителей других видов творческой
деятельности. В редакционном коллективе ему приходится выполнять ряд
обязанностей на двух взаимосвязанных, но различающихся между собой
направлениях. Одно из них – обязанности по отделу или другому
творческому подразделению, в котором он работает. Здесь журналист непрерывно
занят подготовкой определенного объема информации, сконцентрированной в его
репортажах, статьях, заметках и других материалах для издания. Он работает с
авторами, редактирует их тексты и рукописи своих коллег, организует и проводит
встречи «за круглым столом» в редакции. Поочередно, а то и одновременно он
выступает в роли публициста, редактора и организатора. Комплексный,
многофункциональный характер его труда, требующий разносторонних знаний, умений
и способностей, определяет его сложность, но в то же время и привлекательность.
Другое направление – обязанности журналиста по редакции.
Он участвует в редакционных летучках, выступая на них в роли обозревателя,
дежурит на выпуске номера, работает с письмами читателей. Вместе со своими
коллегами участвует в проведении кампаний и других редакционных акций. Времени
у него всегда не хватает – одно задание сменяет другое.
Возрастают требования к уровню
профессионального мастерства журналиста. Речь теперь идет не только о
необходимости уверенного владения большинством жанров публицистики и других
типов публикаций, о сочетании оперативности информации с умением провести ее масштабный
и глубокий анализ. И не только о сочетании универсальности журналиста с его
специализацией. В современных условиях его универсальность все чаще
оборачивается необходимостью соединять несколько специальностей. Это, прежде
всего, относится к сотрудникам малых редакций небольших изданий. Корреспондент
районной газеты будет чувствовать себя уверенно, если он сможет не только
собрать информацию для своего репортажа, но и сумеет сопроводить его своими
фотоснимками. Это позволит ему повысить уровень своей публикации, а редакции –
уменьшить расходы на оплату работы фотокорреспондента. И совсем хорошо, если,
подготовив тематическую полосу, он сдаст ее ответственному секретарю редакции с
грамотным макетом, разработанным в соответствии с моделью издания. Непременное
требование к журналисту – умение работать с новой техникой,
которой ныне оснащают редакции. Теперь уже не ограничишься способностью
напечатать свой текст на пишущей машинке. Сотрудник редакции, который не умеет
работать на компьютере, использовать диктофон во время пресс-конференции или,
беря интервью, работать в Интернете, не может считаться полноценным
профессионалом. Вскоре у него не останется шансов быть зачисленным в штат
редакции периодического издания. Упомянем и о требовании к физическому и психическому
состоянию журналиста. Успешно работать в современной прессе сейчас
могут только духовно и физически здоровые люди. Больному, неврастенику не под
силу оказываются непрерывно возрастающие нагрузки и перегрузки, связанные с
выполнением редакционных заданий. И последнее – по счету, но не по значению –
требование к журналисту: его экономическое самосознание.
Понимания того, что и от его деятельности зависит экономическое состояние
редакции и издания, что и он способен вносить вклад в укрепление их финансовой
базы.
Интенсификация труда журналиста. Одно из следствий изменения
условий, в которых работает журналист, – интенсификация его труда. Среди причин
этого – потребность читателей, телезрителей, радиослушателей прежде всего в оперативной
новостной информации. Стремясь удовлетворить ее, журналисты в газете, и
тем более на телевидении и радио, вынуждены работать предельно быстро, у них
остается все меньше времени на осмысление и обработку собранного материала.
Другая причина – уменьшение количества работников в редакционных коллективах:
слабейшим приходится уходить, но их нагрузка распределяется между оставшимися.
Особой интенсивностью отличается работа журналистов в малых редакциях. Каждому
из ее сотрудников приходится совмещать несколько специальностей, отвечая за
определенный участок работы. Еще одна причина интенсификации труда журналиста –
необходимость
использования новых технических средств. Компьютер, позволяя экономить
его время и силы, требует предельного сосредоточения, мобилизации внимания. Не
случайно время непрерывной работы на компьютере ограничено двумя-тремя часами,
после этого сотрудник редакции должен сделать перерыв, чтобы восстановить свои
силы. Необходимо обеспечить такое чередование периодов работы и отдыха, чтобы
добиться наибольшей эффективности использования технических средств и
сохранения работоспособности членов коллектива. Одно из самых серьезных
следствий изменения условий работы журналиста в редакции – возрастание его ответственности.
Конечно, как и прежде, это ответственность перед теми, кто пользуется его
информацией – читателями, телезрителями, радиослушателями. Невнимание к ним
больно бьет по изданию и его редакции, ослабляет их рыночные позиции. И сам
журналист ощущает это в первую очередь – от их мнения о его выступлениях, от их
откликов теперь в еще большей степени, чем прежде, зависит его известность, его
профессиональное «имя», его место и роль в коллективе и в конечном счете его
рыночная стоимость. Имидж и бренд
периодического издания. Имидж (англ, image – образ, изображение)
– образ газеты, телерадиопрограммы, информационного вестника, устойчивое
представление, которое складывается у пользователя их информацией о
периодическом издании: его характере, позиции и взглядах, особенностях
содержания, оформления и других признаках и чертах. В какой-то мере оно сходно
с привычным для нас понятием «лицо» газеты или другого издания, которое давало
представление не только об его внешнем облике, но и о содержательных
особенностях. Имидж периодического издания формируется в течение достаточно
длительного времени. Он играет огромную роль в позиционировании издания, в
расширении и укреплении его целевой аудитории. На информационном рынке часто
используют и другой, более широкий термин – бренд (от англ. brand –
фирменная марка, сорт), объединяющий понятия имиджа периодического издания и
его торговой марки. В понятие бренда входят характеристики типа издания, его
уровня и качественности, нацеленности на определенную аудиторию. Каждый товар
имеет на рынке свой товарный знак – слово, символ или знак, которые связаны для
покупателя с определенной продукцией и производящей ее или продающей фирмой.
Для периодического издания, представленного как товар на информационном рынке,
таким товарным знаком является его название. Это фирменное имя издания,
представляющее его учредителей и редакцию или компанию. Телезритель или
радиослушатель ищет нужное ему название в недельной или месячной программе
передач. Читатель – покупатель газеты называет ее название киоскеру или
вписывает это название в подписную квитанцию. А постоянный читатель газеты
привыкает к ее названию и моментально узнает его среди названий десятков других
периодических изданий. Периодическое
издание и его аудитория. Одно из направлений редакционного менеджмента
связано с укреплением связей периодического издания с его аудиторией. Без этих
связей издание останется в информационном вакууме. Отсутствие информации о
реакции читателей и телезрителей на выступления газеты и программу ограничивают
возможности руководителей коллектива в планировании выпуска издания и в
проведении эффективной экономической политики. Обратную связь редакции
или компании с аудиторией издания можно установить, применяя проверенные
практикой методы общения с пользователями его информацией. Одним из таких
методов является массовая, точнее, организационно-массовая работа,
которую успешно проводила еще советская печать. Накопленный ею опыт можно
использовать и в рыночных условиях. Под массовой работой понимают
систему организационных мероприятий, цель которых – установление и укрепление
связей периодического издания с его аудиторией. Стремление руководителей
некоторых изданий выпускать их только руками профессиональных журналистов, как
показывает практика, неизбежно приводит к снижению уровня их продукции.
Одной
из старых форм массовой работы, которую с успехом применяют и в новых условиях,
является так называемый «круглый стол». Встреча в редакции представителей
какой-либо социальной группы или профессии – предпринимателей или директоров
государственных и частных средних школ, главных бухгалтеров или
священнослужителей, представляющих различные конфессии, – обычно много дает и
ее участникам, и изданию. Такую встречу за «круглым столом», как правило,
готовит журналист редакции: он определяет ее тему, подбирает участников и приглашает
их, руководит беседой и подводит ее итоги. В ходе встречи, в процессе «сшибки
мнений» – споров и дискуссии поднимаются актуальные проблемы, предлагаются
методы их решения. Редакция получает обильную информацию, которую затем
оформляют в виде отчета, некоторые участники встречи становятся авторами
издания.
Конкурсы как массовая работа. Массовая работа требует времени,
сил и определенных расходов. Каждая редакция сама определяет, какие формы, и
методы массовой работы могут принести ей наибольшую пользу. В любом случае эта
редакционная деятельность и в рыночных условиях может оказаться подспорьем в
борьбе издания за свое существование, так же, как и работа редакции с письмами
пользователей ее информацией. Работа с письмами в редакцию. О том,
как читают газету, смотрят и слушают телерадиопрограммы, об их популярности
судят по многим показателям. Одним из них всегда были письма в редакцию. Сейчас
меньше, но все равно есть. Работа в социальных сетях и на сайтах
изданий. Менеджмент и бизнес
план редакции. Под бизнес-планом редакции СМИ, медиакомпании мы понимаем
рабочий документ, определяющий цели и важнейшие направления деятельности
коллектива, формы и методы решения стоящих перед ним задач, условия обеспечения
планируемых результатов. Он охватывает все стороны деятельности редакции,
представляет собой средство достижения ее оптимальной эффективности. Поэтому он
является одним из важнейших элементов редакционного менеджмента, процесса
экономического управления коллективом.
Бизнес-план неразрывно связан с бюджетом
редакции или компании. Бюджет дает их руководителям представление о
том, что находится в их распоряжении, какие средства они могут расходовать для
организации выпуска периодического издания и каковы источники этих средств.
Бизнес-план показывает, как следует расходовать эти средства, как в процессе
работы редакционного коллектива обеспечить их поступление. Он раскрывает
руководителям коллектива перспективы их деятельности, реальные предпосылки
достижения намеченных целей.
Виды бизнес-плана. Они определяются
его целью, предназначением. Первый и важнейший вид – бизнес-план редакции или
компании, определяющий ее деятельность на протяжении текущего года или
более длительного периода – нескольких лет, – в течение которого планируется
развитие газеты или другого СМИ. Такой бизнес-план разрабатывается финансовым
менеджером и другими руководителями коллектива перед началом очередного
финансового года и становится основным документом, которым руководствуются,
устанавливая направления и цели экономической деятельности редакции. Другой вид
бизнес-плана – представительский документ. Если цель редакции или компании –
получение заемных средств или денежного гранта, то составляют бизнес-план,
который является важнейшей частью заявки, направляемой отечественной или иностранной
организации, предоставляющей гранты. Особенности такого бизнес-плана
определяются, конечно, и требованиями этой организации, но в основе своей он не
отличается от обычного бизнес-плана редакции. Однако если цель его составления
– получение кредита, то он представляет собой сжатое изложение обычного
бизнес-плана компании. Бизнес-план используют и при желании получить инвестиции
для реализации какого-либо проекта, разработанного руководителями СМИ. В этом
случае основную его часть составляют результаты маркетингового исследования
рынка, на который выходит товар – газета, теле- или радиопрограмма, –
произведенный на средства, предоставленные инвестором.
Структура бизнес-плана
достаточно свободна, но все же строится по устоявшейся схеме, определяющей последовательность
и содержание его тематических частей и разделов. Вслед за титульным листом
плана следуют разделы: 1. Резюме. 2. Компания. 3. Анализ рынка. 4. План
производства. 5. Менеджмент и организация. 6. Долгосрочное развитие. 7.
Финансовый план. 8. Логистика. На титульном листе указывают название СМИ
(компании) и дату составления документа. Резюме представляет собой сжатое
изложение содержания проекта. Каждый из его разделов сжимается до нескольких
абзацев, в которых концентрируется важнейшая информация:
организационно-правовая – юридическая форма компании, цели ее деятельности,
описание товаров и услуг, которые она предлагает на рынке, краткое описание
самого рынка, финансовый план и др. Резюме удобно писать после завершения
работы над бизнес-планом, когда уже сформированы все его основные разделы и их
части. Компания – этот раздел представляет организацию, выпускающую
периодическое издание, ее юридическую форму, торговую марку, место регистрации
издания и его владельцев (учредителей), местоположение офиса, регион
деятельности. Здесь раскрываются цели компании, характеризуются ее сотрудники,
прежде всего главные менеджеры, сообщается о начале ее деятельности и
перспективах развития. Все это дополняется описанием товаров и услуг, которые
предлагает компания, а также сжатым очерком ее финансового состояния. Большое
место в бизнес-плане занимает раздел, посвященный анализу рынка. Здесь
представлены результаты маркетинговых исследований целевого рынка, на который
выходит продукция компании, – описание региона распространения газеты или
телепрограммы, характера потребителей этой продукции (их демографических,
психографических, социальных особенностей), тенденций развития этого рынка. Все
это дополняется информацией о конкурентной ситуации на целевом рынке, характеристикой
основных конкурентов и их продукции. Важная часть этого раздела бизнес-плана – определение
маркетинговой стратегии вашей редакции или компании, плана реализации
ее продукции, изложение ее ценовой политики, методов дистрибуции
(распространения товара) периодического издания.
План производства – столь
же важный раздел бизнес-плана. Здесь описывается весь процесс производства
продукции редакции или компании, необходимые для этого материалы и технические
средства. Определяются расходы на это производство с указанием трат на
содержание производственных помещений, обеспечение работы персонала, проведение
маркетинга, публикацию рекламы и др. Раскрывается процесс приобретения
материалов, необходимых для производства продукции редакции, а также система
финансового контроля производственных расходов. Следующий раздел плана посвящен
менеджменту редакции или компании и организации ее деятельности. Он раскрывает
структуру коллектива, место и роль ключевых менеджеров, стиль и методы
управления коллективом, кадровую политику руководителей. С этим связан и
следующий раздел, где дается характеристика долгосрочных целей редакции,
перспектив ее развития и стратегии. В разделе финансовый план
сосредоточена информация о бюджете редакции, его исполнении за предыдущий и
текущий финансовые годы, а также представлен финансовый план (прогноз) на
предстоящий финансовый год. Здесь учитывают все расходные и доходные статьи
бюджета. Финансовый план может сопровождаться таблицами и расчетами,
облегчающими его восприятие. Он обеспечивает контроль расходования средств,
находящихся в распоряжении редакции. Последний раздел бизнес-плана – логистика
– посвящен системе управления творческой, производственной и экономической
деятельностью редакции. Он дает представление о методах управления коллективом,
последовательности действий всех работников, от его руководителей – главного
редактора, генерального менеджера и других до корреспондентов, технических и
коммерческих сотрудников. Такой бизнес-план раскрывает возможности оптимизации
работы коллектива редакции, управления им, четкого определения обязанностей
каждого сотрудника. Менеджмент, этика и
закон. Экономическая база редакции или компании зависит от многих известных
нам факторов. Среди них немалую роль играет и этика журналистской и
редакционной деятельности. Не случайно несколько статей Закона о средствах
массовой информации РФ связаны с злоупотреблением свободой массовой информации
и правами журналиста. Статья 51 этого закона прямо запрещает журналисту
нарушать нравственные нормы: использовать свое право на распространение
информации с целью опорочить гражданина или отдельные категории граждан
исключительно по признакам пола, возраста, расовой или национальной
принадлежности, языка, отношения к религии, профессии, места жительства и
работы, а также в связи с их политическими убеждениями. Нарушение этических
норм сказывается не только на имидже издания, но и впрямую на редакционном
бюджете, где появляются новые расходные статьи. Некоторые редакции и компании
вынуждены непрерывно выступать ответчиками на судебных процессах по искам
граждан, посчитавших себя оскорбленными в публикациях журналистов. Убытки
редакций от необходимости выполнения судебных приговоров в пользу истцов
составляют все более значительные суммы. И если прибавить к этим убыткам потери
от скрытой рекламы, публикации искаженной и ложной информации, то становится
ясно: нарушать этические нормы в журналистике невыгодно – как редакции, так и
каждому ее сотруднику. Корпоративная этика и ее возможное противоречие с
убеждениями автора и действительностью.
Законодательство о СМИ как регулятор
деятельности редакционного менеджмента. Для редакционного менеджмента
правовые основы столь же важны, как и этические. Поскольку редакция,
медиакомпания и информационное агентство представляют собой не только
творческие, но и производственные коллективы, предприятия, они руководствуются
всеми законами, определяющими деятельность государственных и негосударственных,
коммерческих предприятий в России. Прежде всего это общие законы, регулирующие
процессы основания и деятельности предприятий.
К ним относятся: Конституция
Российской Федерации, Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Трудовой
кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, а также все подзаконные акты, разъясняющие
статьи и положения этих документов.Кроме этих общих законов и подзаконных актов
правовой основой редакционного менеджмента служат специальные законы,
определяющие цели, направления и характер функционирования средств массовой
информации РФ. Среди них законы РФ: «О средствах массовой информации», «Об
авторском праве и смежных правах», «О государственной тайне», «О порядке
освещения деятельности органов государственной власти в государственных
средствах массовой информации», «Об информации, информатизации и защите
информации», «О рекламе», «Об экономической поддержке районных (городских)
газет», «О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания
Российской Федерации» и другие, а также подзаконные акты, связанные с этими
законами. Все эти документы образуют правовую базу, достаточную для организации
деятельности редакций, компаний и агентств всех СМИ на территории России. Они
обеспечивают защиту интересов СМИ и представляющих их журналистов на всех
направлениях сбора информации и этапах подготовки и выпуска периодических
изданий. К ним обращаются, представляя СМИ и защищая их интересы в судах. Но
этими же законами руководствуются суды, решая дела о защите граждан, честь и
достоинство которых были оскорблены публикациями в периодических изданиях. Нарушение
какого-либо из этих законов в теории опасно для обеих сторон. Для
государственных органов, властных структур, политических и общественных
организаций, пытающихся ограничить самостоятельность СМИ в их профессиональной
деятельности или преследовать журналистов за публикацию правдивой информации. С
прецедентами правда дела обстоят не очень. И для самих редакций, компаний и
журналистов, нарушающих закон, стремясь увеличить свои доходы. Но нарушать
закон не только опасно, но и экономически невыгодно. Рано или поздно нарушение
будет раскрыто, и за него придется расплачиваться – в переносном и буквальном
смысле этого слова. Периодическое издание, не считающееся с законом, долго не
просуществует, оно просто не выдержит обрушившегося на него груза
административных и финансовых санкций. Предотвратить это можно в процессе
менеджмента, которым руководит редакционный менеджер.
Комментарии
Отправить комментарий