Экономика и менеджмент СМИ. Лекция 3. Финансовая политика СМИ.
Третья лекция по курсу "Экономика и менеджмент СМИ" для заочного отделения
Финансовая
политика редакции или компании играет огромную роль для обеспечения их издания.
Ее
цель – создание финансовой базы этого издания, ее укрепление и
расширение, обеспечение возможно большей независимости коммерческой редакции
СМИ.
Финансовая
база издания обеспечивается уставным фондом редакции или компании. Уставный
фонд (в акционерных обществах его называют уставным капиталом) – это
совокупность вкладов (в их денежном выражении) учредителей или владельцев
издания в имущество редакции. В состав уставного фонда входят основные и
оборотные фонды, денежные средства, нематериальные и финансовые активы. Таким
образом, основные фонды редакции могут состоять из принадлежащих ей зданий, их
оборудования, технических средств, транспортных средств – автомашин и др. Ее
обоpотные фонды (в денежном выражении – оборотные средства) представлены
запасами материалов – бумаги и других, необходимых для производства, готовой,
но еще не реализованной продукции. В оборотные средства входит и заработная
плата сотрудников редакции, и все денежные средства, необходимые для ее
функционирования, подготовки и выпуска издания.
Его
учредители определяют размеры своих вкладов в уставный фонд и свои
взаимоотношения в учредительных документах. В редакции такими документами, как
нам известно, являются учредительный договор и устав редакции. В акционерном
обществе в момент его учреждения уставный капитал состоит из оговоренного
количества обыкновенных акций одинаковой стоимости. По решению общего собрания
акционеров он может быть увеличен или уменьшен.
При
создании уставного фонда редакции учредители издания вначале обеспечивают ее
деятельность и выпуск первых номеров, предоставляя стартовый капитал. Он должен
быть достаточен для обеспечения выпуска газеты до поступления выручки от ее
продажи. В дальнейшем в процессе нормальной работы редакции формируется ее
оборотный капитал, необходимый для общередакционных и издательских расходов.
Размер
стартового капитала обычно весьма значителен. Например, в учреждение в
2003 г. в Москве «Столичной вечерней газеты» потребовалось вложить около 15
млн. американских долларов. Меньший стартовый капитал необходим для основания в
Интернете сетевого издания, но и он составляет солидную сумму. Так, для
создания новой сетевой газеты тогда же требовалось не менее 100 тысяч долларов,
с последующим ежемесячным вложением 50 тысяч для обеспечения ее выпуска.
Основным
источником капитала для основания и выпуска периодического издания являются,
понятно, средства, вложенные его учредителями в уставный фонд редакции или
компании. В дальнейшем к ним присоединяется прибыль, получаемая от реализации
издания и в результате других видов редакционной деятельности. В условиях
политической и экономической нестабильности, обострения конкурентной борьбы на
информационном рынке многие издания оказываются не в состоянии самостоятельно
сохранять свое существование. С сокращением подписки и тиражей уменьшаются
возможности получения выгодной рекламы, возникает и растет бюджетный дефицит.
Чтобы избежать банкротства, руководители редакций вынуждены искать на
финансовом рынке дополнительные источники средств. Нам уже известно, что
банковские кредиты дают заемщику лишь временное облегчение, после которого
ситуация нередко приобретает еще более острый характер. Поэтому все чаще ищут
возможности получения дотации или спонсорской поддержки.
Дотация
– финансовая поддержка периодического издания, выдаваемая ему регулярно.
Дотируемая редакция, компания или агентство могут с ее помощью гарантированно
покрывать часть своих расходов. В 1995 г. в России была сделана попытка
заложить правовую основу дотирования значительной части местных печатных
периодических изданий. По Закону об экономической поддержке районных
(городских) газет финансовую дотацию должны были получать те издания, которые
внесены в федеральный реестр. Однако этот закон вводил ряд ограничений на
количество дотируемых газет.
Спонсирование
как финансовый источник отличается от дотирования нерегулярностью или даже
одноразовостью поддержки издания. Помощь спонсора дает редакции или компании
возможность в течение какого-то времени компенсировать убытки, свести без
дефицита ее баланс, реализовать проект, обещающий прибыль. Спонсор может помочь
редакции и без непосредственной передачи ей финансовых средств, предоставляя ей
рекламу и щедро оплачивая ее. Или передав ей новейшие технические средства,
используя которые, она сможет преобразить свое издание и повысить его
конкурентоспособность.
Спонсорство
редко приобретает характер бескорыстного меценатства. Оказывая редакции или
компании помощь, спонсор обычно что-то сам от нее получает. Иногда это лишь
возможность влиять на характер и направленность публикаций издания. В других
ситуациях спонсорство позволяет воздействовать на финансовую политику редакции
и даже направлять ее в своих интересах.
Структура бюджета и баланса. Как бюджет
любого другого предприятия или организации, бюджет и баланс редакции состоит из
двух частей: расходной и доходной. Их соотношение и определяет финансовую базу
издания. Если доходы превышают расходы, возникает прибыль. Но если доходы не
покрывают расходов, возникает дефицит. Убыточное издание в рыночных условиях
долго существовать не может, и его руководителям придется искать возможности
привлечения дополнительных средств для покрытия дефицита. Однако возможно
возникновение ситуации, в которой доходы издания будут равны его расходам. Оно
становится самоокупаемым и может выходить неопределенно долгое время. Но
отсутствие прибыли лишит его возможности дальнейшего развития и ослабит его
позиции в конкурентной борьбе.
Бюджеты
всех СМИ имеют общие основы, но в соответствии с их спецификой различаются
своими особенностями.
Расходная часть бюджета. Она включает
статьи, обеспечивающие функционирование редакции, выпуск газеты или журнала и
их распространение. Все расходы редакции можно разделить на две части:
общередакционные и издательские.
Общередакционные
расходы. К ним относятся: выплаты по фонду оплаты труда, фонду
материального поощрения, фонду социального развития. К этому присоединяются
оплата командировочных, почтовых, представительских расходов, телефонов,
факсов, пользования Интернетом и другими средствами связи. Сюда же включается
бюджет маркетинга, в том числе стоимость рекламы издания. К этому
присоединяются транспортные расходы.
Часть
общередакционных расходов составляют отчисления учредителям и издательству, с
которым связана редакция. Если она не владеет помещениями, в которых
размещается, и их техническим оснащением, то долю общередакционных расходов
составляет оплата аренды помещений и использования мебели и технических
средств. Если же здания или помещения редакции, их меблировка и оснащение –
собственность редакции, то она оплачивает амортизационные расходы. Отдельную
статью составляет оплата материалов, необходимых для деятельности редакции – от
приобретения бумаги и новых технических средств до так называемых расходных
материалов.
Постоянные
статьи общередакционных расходов – отчисления в федеральный бюджет:
уплата налогов, выплаты по соцстраху, а если редакция получает прибыль, то и
отчисление налога на нее. К этому могут добавляться расходы на страхование
жизни журналистов, на реализацию проектов, связанных с издательской и
коммерческой деятельностью редакции. Размеры общередакционных расходов могут
возрастать и с включением в них отчислений в фонд развития самого издания.
Фонд
оплаты труда включает расходы, связанные с выплатой заработной платы
сотрудникам редакции – журналистам, техническим и коммерческим работникам.
Штатным сотрудникам она выплачивается в соответствии со срочными трудовыми
договорами, нештатным – согласно трудовым соглашениям. Известно, что оплата
труда штатного журналиста в нашей стране производится на повременно-сдельной
основе. Обычно она состоит из двух частей: творческий работник редакции
получает зарплату в соответствии с занимаемой им должностью и условиями его
договора с редактором, а также гонорар за свои публикации в издании.
Столь же важна для жизни редакции и еще одна
бюджетная статья – почтовые расходы, оплата телефонов и других технических средств связи.
Несмотря на сокращение переписки редакции с читателями, величина почтовых
расходов не сокращается. Это объясняется не только удорожанием почтовых
отправлений, но и уменьшением количества командировок. Журналисты стремятся
получить нужную им информацию с помощью телефона и переписки с интересующими их
лицами. Экономия на почтовых расходах перекрывается стоимостью телефонных
переговоров, в первую очередь междугородних и (в крупных изданиях)
международных. А с подключением редакции к сети Интернета значение этой
расходной статьи еще более возрастет.
Одну
из важнейших статей расходов редакции составляет оплата маркетинга. К ней
отдельной строкой примыкают представительские расходы. Их выделение обусловлено
необходимостью расширения и укрепления связей редакции с ее активом –
потенциальными авторами, гостями газеты и др. – не только в рамках
маркетинговых операций, но и в ходе работы ее корреспондентов.
Крупную
долю расходной части редакционного бюджета составляют статьи, связанные с ее
собственностью, имуществом. Редакция, не являющаяся собственником помещений,
где она размещается, вынуждена выплачивать значительные суммы за их аренду.
Отдельной
строкой в бюджете обозначаются транспортные расходы. Если у редакции есть своя
автомашина и гараж для нее, то эти расходы включают оплату ее содержания,
ремонта, горючего и др. В том случае, когда у редакции нет собственных
транспортных средств, оплачивается стоимость их найма или аренды.
В
расходной части бюджета предусматривается оплата приобретения техники и материалов,
необходимых для деятельности редакции. Эта статья включает приобретение как
фотоаппаратов, диктофонов и других предметов оргтехники, так и расходных
материалов – бумаги для ксероксов, конвертов, клея и т.п.
Непременные
статьи этой части редакционного бюджета – отчисления в федеральный и
региональный бюджеты. Это налоги, в том числе налог на добавленную
стоимость и налог на прибыль. К ним примыкает и налог на рекламу (с
увеличением количества публикуемой рекламы значение этой бюджетной статьи
возрастает).
Налоговые льготы. В 2011-2014 годах
будут действовать пониженные ставки страховых взносов для СМИ: 26% (2011), 27%
(2012), 28% (2013), 30% (2014), 34% - с 2015 года.
Издательские расходы. Они образуют
вторую большую долю расходной части редакционного бюджета и складываются из
оплаты гонораров, выплат на приобретение бумаги, отчислений за типографские
работы, расходов, связанных с распространением издания и с приобретением
информации, необходимой для его выпуска. Раскроем значение этих статей.
Первая
из них – литературный гонорар. В нее входят гонорары творческим
сотрудникам издания – журналистам, фотокорреспондентам, художникам и
переводчикам. К ним присоединяется гонорар внередакционным авторам. Если
раньше, в советский период истории, директивные органы, руководившие прессой,
требовали от редакторов газет и журналов непременного соотношения 60 к 40, т.е.
ограничивали сумму гонорара штатным сотрудникам редакции 40% общей суммы
гонорарного фонда, то теперь никаких ограничений на этот счет не существует.
Руководители редакции свободно используют свое право выплачивать гонорар
авторам публикаций, устанавливая его размер в зависимости от качества и
значения материала. Учитывают и объем публикаций, определяя примерную среднюю
стоимость одной наборной (машинописной) страницы текста. Она колеблется в
разных изданиях в зависимости от их финансовых возможностей.
В
практике использования гонорара применяется понятие гонорарная стоимость
номера. Оно означает сумму общего гонорара, которым оплачивают все публикации,
помещающиеся на полосах газетного или журнального номера, и введено в оборот
для упорядочения гонорарных выплат. При этом общую сумму гонорарного фонда
делят на количество номеров издания и получают среднюю гонорарную стоимость
одного номера. Стремясь упростить подсчет гонорара, во многих редакциях делят
гонорарную стоимость номера на количество его полос, исключая рекламные полосы,
и получают среднюю гонорарную стоимость полосы. Однако, если требуется,
руководители издания могут повысить гонорар за публикацию на полосе
сенсационного материала, уменьшая гонорарную стоимость других полос.
Но
самую большую часть издательских расходов составляет не гонорар, а производственные
расходы. И, прежде всего – стоимость бумаги.
От
наличия бумаги зависит существование любого печатного издания. Газеты и журналы
терпят крах не только и не столько из-за их низкого уровня, сколько по более
прозаическим причинам. Одна из них – нехватка средств для приобретения бумаги.
Стоимость
бумаги составляет 15–20% всех расходов газеты, или 40–50% издательских
расходов, связанных с ее выпуском и распространением. Не случайно, поэтому
сотрудники редакции, отвечающие за ее финансово-экономическое обеспечение,
стремятся создать запасы бумаги, достаточные для выпуска хотя бы нескольких
номеров газеты.
На
втором месте по величине издательских расходов стоит оплата типографских работ.
Их величина зависит от ряда факторов: полиграфической базы, на которой
выпускается газета или журнал; производственного цикла, который проходит их
номер в типографии; вида печати, используемой на выпуске.
Стоимость
типографских работ составляет 15–20% всех расходов бюджета издания и 35–40%
издательских расходов.
Третья
статья издательских расходов, поглощающая значительную часть средств, это оплата
распространения и транспортировки издания. Она составляет примерно
20–25% общей суммы всех расходов редакционного бюджета и продолжает увеличиваться.
К
этим расходам необходимо добавить стоимость рассылки обязательных экземпляров
издания – в Книжную палату, Российскую государственную библиотеку и некоторые
другие организации.
Наконец,
к группе издательских расходов относится приобретение информации, необходимой
для выпуска издания. Это оплата договоров редакции с информационными
агентствами – государственными и коммерческими, центральными и региональными. А
также расходы, связанные с приобретением фотоиллюстраций у организаций, занятых
их производством.
Для
предотвращения бюджетного дефицита, т.е. для возникновения прибыли все эти
расходные статьи должны перекрываться средствами, получаемыми по статьям
доходной части бюджета.
Доходная часть бюджета. Доходная часть
составляет вторую, не менее важную половину бюджета. В нее входит значительно
меньше статей, чем в расходную часть, но каждая имеет жизненно важное значение
для судьбы издания. Это выручка от реализации его тиража, от публикации рекламы
и частных объявлений, доход от издательской и от коммерческой деятельности
редакции. В разных условиях каждая из этих статей играет разную роль в
исполнении редакционного бюджета.
Реализация тиража. Тиражная политика
редакции газеты или журнала означает определение тиража издания, его изменения
в соответствии с оптимальным тиражом, установление структуры тиража. Тиражная
политика редакции неразрывно связана с ее ценовой политикой.
Пока
большинство газет и журналов находилось на государственной и партийной дотации,
никто не задумывался над особенностями тиражной политики редакции и, в
частности, над определением оптимального тиража издания. В этом не было
необходимости. Но с выходом периодической печати на информационный рынок
положение изменилось – перед редакциями возникла угроза лишиться такого источника
получения дохода, как реализация тиражей.
Что
же мы понимаем под оптимальным тиражом издания и какое значение он имеет для
редакции? Это тот тираж, реализация которого приносит ей наибольший доход. Как
его определяют?
Для
этого приходится считать, составляя сложное уравнение, в котором учитываются
все статьи расходов и доходов редакционного бюджета. Многие составляющие этого
уравнения – стоимость бумаги, типографских работ, распространения и другие –
непрерывно меняются в зависимости от конъюнктуры рынка, что неизбежно приводит
к колебаниям и оптимального тиража издания, который нужно постоянно
регулировать, увеличивая или уменьшая. Иногда, стремясь добиться полного
распространения тиража, его даже искусственно занижают. Так, журналисты
районной газеты «Волховские огни» в Ленинградской области организовали в 1990
г. выпуск своеобразного приложения – информационного издания с зазывным
названием «Никаких секретов» Уже в конце года его тираж вырос с 5 до 11 тысяч
экземпляров. Однако в начале следующего года его снизили до 10 тысяч. В
результате был создан искусственный дефицит издания, ставшего к тому времени
весьма популярным. Тираж каждого выпуска расходился в розницу за считанные
часы. В рыночных условиях многие редакции постепенно находят свои оптимальные
тиражи. Это может стать одной из причин быстрого уменьшения их прежних тиражей,
в изменении их структуры – соотношения подписки и розницы. Превышение
оптимального уровня тиража издания возможно лишь при одном непременном условии
– его постоянной «подпитке» за счет других источников доходов – публикации
рекламы, коммерческой деятельности, с помощью дотации или спонсирования.
Структура тиража. У большинства газет и
журналов тираж обычно состоит из двух частей – подписки и розницы. Эти два
основных метода распространения печатных изданий имеют свои особенности и
возможности (подробно см. гл. 21). Их используют для получения основной части
дохода от реализации тиража издания.
Подписка
ранее обеспечивала поступление в редакцию большей доли этого дохода.
Чем меньше экземпляров газеты или журнала оставалось для розницы, тем увереннее
чувствовала себя редакция. Некоторые издания вообще не поступали в розницу.
Купить в киоске экземпляр журналов «Новый мир», «Знамя» или «Литературной
газеты» иногда было невозможно. Смерть
подписки. Одним из вариантов выхода из возникшей на рынке ситуации мог бы
стать переход редакций к использованию своеобразной фьючерсной подписки. По
правилам так называемого фьючерсного рынка в условиях непрекращающейся инфляции
предварительные закупки продукции, которая должна быть произведена через
какое-то время – несколько месяцев, полугодие и т.д., – осуществляются с учетом
возрастания ее стоимости: чем позже товар поступит к его покупателю, тем выше
его цена. Точно так же возможно проведение фьючерсной подписки на газету с
повышением суммы ее оплаты по мере возрастания подписного периода. Таким
образом, стоимость квартальной подписки на газету по сравнению с месячной
возрастает не в три раза, как обычно, а, скажем, в четыре раза, а полугодовой
подписки – в семь-восемь раз по сравнению с месячной – в соответствии с темпами
инфляции. Малоимущий читатель может возобновлять подписку каждый месяц. Более
состоятельный позволит себе выписать газету на полугодие. Потери редакции
уменьшатся.
Как
и за рубежом, в России сформировались чёткие группы изданий, имеющих
преимущественно подписное распространение. По подписке распространяются почти
95% профессиональных и специализированных изданий, около 44% газет и
общественно-политических еженедельников и до 29% популярных массовых журналов.
А вот подписные тиражи массовых еженедельников составляют менее 5% и тенденции
к их росту не наблюдается. Аналогично выглядит ситуация с глянцевыми журналами,
которые по своей концепции ориентированны преимущественно на розничное
распространение. Удельный вес отдельных видов изданий в общероссийском подписном тираже составляет:
газеты центральные российские - 24%; газеты областные, республиканские, краевые
- 28%; газеты районные и городские - 27%; газеты ведомственные (многотиражные)
- 2%; местные программы радио и телевидения - 2%; журналы центральные
российские - 15%; журналы областные, краевые, республиканские -
1%. В целом по стране на 1000 жителей ныне приходится 217 подписных
экземпляров периодических печатных изданий (2002). Настоящие цифры
несопоставимы с показателями 1990 года, когда на 1000 жителей страны
выписывалось более 1500 газет и журналов, но свидетельствуют, что и сегодня
подписка является устоявшейся и приемлемой формой доступа граждан и организаций
к периодической печати, имеющим возможность регулярно получать с её помощью
любые издания в любом уголке России, чего в рознице добиться
невозможно. Для современных российских СМИ вопрос подписки является одним
из наиболее острых и болезненных. Главная проблема заключается в росте ее
стоимости и в бедственном положении многих редакций, прежде всего,
региональных. Журналисты традиционно винят в росте цен монополиста доставки
периодики – «Почту России». Единственным пока решением проблемы доставки прессы
читателям являются государственные дотации. Этот механизм был определен в 2007
году тогда еще первым вице-премьером Дмитрием Медведевым. Государство
компенсировало расходы на подписку и доставку прессы «Почте России», что
позволило заморозить цены на доставку и спасти часть изданий от закрытия.
В
начале 2010 года Счетная палата РФ решила проверить, каким образом и насколько
обоснованно тратятся государственные дотации. По итогам проверки вновь встал
вопрос, почему бюджетные деньги выделяются на доставку всех изданий - от
общественно-политических до, эротических и полусектантских. При этом аудиторы
Счетной палаты отметили, что список субсидируемых изданий определяет
государство, которому пора определиться с принципами поддержки российской
прессы. Вопрос с подпиской был также поднят на коллегии Минкомсвязи.
Показательным примером дороговизны услуг «Почты России» стало сравнение
подписки на экземпляр газеты Washington Post, который в США стоит в пересчете
по курсу 8,5 рубля, и подписки на «Аргументы и факты», экземпляр которых в
России поступает по подписке за 21 рубль. Действительно, американские издания
обходятся в США своим подписчикам в копейки или, точнее, в центы. Подписка на
один экземпляр Financial Times стоит, к примеру, 32 цента, на Maxim - 83 цента
за экземпляр, Forbes - 77 центов, ELLE - $1,14, Cosmopolitan - $1,25.
Объяснение разницы в том, что американские издатели сами финансируют подписку,
а российские - практически нет, поэтому и стоимость подписки в России в разы
дороже. Подписка в России дороже розницы, потому что НДС по-прежнему высок,
издатели не хотят тратиться на доставку изданий по подписке и т.д. Те же
«Аргументы и факты» в розницу поступают (2010) за 8,25 рубля, а в подписку уже
за 8,82 рубля. «МК-бульвар» - 9,24 и 11,35 рубля соответственно.
Стагнация
на российском подписном рынке преимущественно обусловлена четырьмя факторами:
общей экономической ситуацией в стране, высокой стоимостью подписки (подписные
цены выше розничных на 20-100%), поздней доставкой подписных тиражей
потребителям и быстрым развитием розничных продаж печати. Организаторы подписки
- издатели, подписные агентства, перевозчики и почта всё ещё слабо прогнозируют
макроэкономические тенденции, перестраховываются, неоправданно завышают цены,
что в значительной степени является следствием слабого развития конкуренции в
этом секторе услуг. Она относительно развита только в крупных и средних
населённых пунктах, где услуги клиентам по подписке на периодическую печать
предлагают несколько локальных операторов и самих издателей. На остальной территории
страны почта остаётся по существу единственным местом, где можно подписаться на
печатное издание или приобрести его в розницу. Одновременно соотношение
«подписка – розница» меняется в пользу розницы и составляет сегодня примерно
1:2. Мировая тенденция – соотношение подписки и розницы 1:5, причем по подписке
расходятся в основном специализированные отраслевые, религиозные издания и т.
д. Но, несмотря на некоторые положительные тенденции последнего времени, рынок
распространения продолжает развиваться хаотично, а сложившиеся экономические
отношения в данном сегменте коренным образом отличаются от общепринятых
мировых. Какие трудности встречает сегодня российский распространитель?
Во-первых, рынок выстроен таким образом, что основные риски и затраты по
дистрибуции прессы несет на себе распространитель, а не издатель, как принято,
например, в Европе. В России распространитель вынужден взваливать на себя бремя
затрат по всей логистической цепи прямого потока: получение продукции со склада
издателя, обработка и раскладка продукции, доставка до конечной розничной точки
и т. п. Все риски потерь в этой цепи – тоже на распространителе. И все это на
фоне падающей рентабельности в отрасли. Причина заключается в том, что в России
работа строится по договору купли-продажи, в Европе – на основе агентских
отношений договоров комиссий. Сильнейшим катализатором деформирования рынка
распространения являются условия предоплаты, которые продолжают навязывать
крупные издательские компании, вынуждая тем самым покидать рынок мелких
дистрибьюторов. У данной проблемы есть и другая сторона. Распространитель
оплачивает предоплату одним издателям деньгами от реализации продукции других.
Например, оборачиваемость дебиторской задолженности при работе с супермаркетами
составляет 63 дня. Следовательно, поставляя, например, в супермаркеты одно из
самых тиражных изданий – еженедельник «7 дней», дистрибьютор в течение девяти
недель платит предоплату крупному и богатому ИД «Семь дней» деньгами,
полученными от реализации других изданий. Не трудно подсчитать, на сколько
задерживаются при этом оплаты средним и мелким издателям. Получается так, что
более сильный издатель пользуется деньгами слабого, попутно решая и другую
задачу – подавляет своих конкурентов, не давая им возможности выживать в
условиях медиарынка. Тенденция здесь очевидна – на рынке должны быть одинаковые
условия работы и платежей для всех без исключения издателей, больших и малых,
российских и зарубежных. Усугубляет положение и имеющий место хаос в ценовой
политике. До сих пор многие издатели отпускают мелким распространителям свою
продукцию по той же цене, что и крупным оптовикам. В результате они давят на
наценку оптовика. Сюда же можно отнести и проблему т. н. временного демпинга,
хотя в Европе уже давно пришли к необходимости установления единого времени
продаж. Во-вторых, создание крупными издателями собственных систем дистрибуции
для своих изданий. На протяжении всей короткой истории рынка России наблюдается
одна и та же картина: пока издатель растет – он пользуется услугами узкого
круга дистрибьюторов. Когда же рынок в значительной степени им охвачен и тиражи
начинают стагнировать, издатель решает сам заниматься дистрибьюторским делом,
выходя напрямую в розничные сети по городам и весям страны. Некоторые даже
пытаются создать собственные логистические системы. Можно привести несколько
примеров: «АиФ» приобретает киосковые сети в Подмосковье и других частях
страны; «Деловой мир» скупает одну за другой киосковые сети в Москве; «Бурда» и
«Индепендент Медиа» создают совместное предприятие по работе с супермаркетами.
В-третьих, нецивилизованные методы борьбы издателей друг с другом. Сегодня мы
являемся свидетелями того, что игроки издательского рынка решают проблемы
конкуренции путем создания многочисленных проблем в системе распространения.
Купил крупную розничную сеть – «выкинул» конкурента из сети; разорил
дистрибьютора – средний и мелкий издатель потерял деньги и если не умер, то
едва жив, и на рынке становится «свободнее».
Публикация рекламы и рекламная политика
изданий. Выручка от публикации рекламы – это вторая по счету, но
первая по значению статья доходной части бюджета.
Реклама
занимает до 40% площади каждого номера печатного издания – в соответствии с
нормами Закона РФ о рекламе. Выручка за ее публикацию составляет 80–90% всех
доходов редакции. В использовании рекламы наша пресса пришла к тому положению,
которое давно установилось на Западе. И в России появились бесплатные рекламные
газеты – они составляют значительную часть деловой печати. Такая газета
полностью содержится за счет дохода, получаемого от публикации рекламы.
Появление подобных изданий на рынке означает крайнюю степень коммерциализации
этой части прессы.
Определив
цену рекламы в издании, разрабатывают систему ее публикации. Тем самым
определяют, какую рекламу и как в нем публиковать, какие источники ее
поступления в редакцию использовать. На каждый из этих вопросов могут быть даны
разные ответы.
Пойдет
ли редакция по пути универсальной публикации, печатая все, что ей предлагают, –
рекламу любых товаров и услуг?
Или
предпочтет специализацию, отдавая предпочтение рекламе какой-то определенной
группы товаров и услуг? Все определяется типом издания и его финансовым
положением. Массовая газета, ориентированная на разносоставную аудиторию,
обычно выбирает первый вариант. Тем более если находится в стесненной
финансовой ситуации: раздумывать тогда не приходится и редакция печатает все,
что ей предлагают рекламодатели. Но и в этом положении недопустимо
рекламировать недоброкачественные товары и сомнительные услуги – закон этого не
дозволяет. И в сфере рекламы нравственные нормы должны оставаться нерушимыми.
Однако специализированное издание, небольшую аудиторию которого составляют
представители какой-либо профессии или вида деятельности, может предпочесть
специализацию в подаче рекламы. Например, спортивный журнал сосредоточится на
рекламе товаров, связанных со спортом, – обуви, спортивных снарядов и т.п.
Нередко подобные издания сочетают специализированную рекламу с универсальной.
Даже в литературно-художественном журнале можно увидеть рекламу новой техники.
А в изданиях, выходящих на национальных языках, естественно видеть рекламу
местных фирм и предприятий, представителей национального бизнеса – не только
отечественного, но и зарубежного.
Кроме
обычной рекламы в газетах и журналах публикуют и так называемую скрытую
рекламу. Это журналистские тексты, написанные в самых различных жанровых
формах. Очерки и репортажи, интервью и корреспонденции, содержащие
разнообразную информацию о фирмах и предприятиях, об успехах бизнесменов,
банкиров, биржевиков и др., производят более сильный рекламный эффект, чем
открытая реклама. (Advertorial)
Публикация
строчных объявлений. Кроме рекламы многие газеты печатают объявления.
Они имеют немало общего с рекламой. Многие из них носят коммерческий характер,
предлагая товары и услуги. Часто их называют строчной рекламой или Classified. Но в отличие от обычной рекламы они, как
правило, не дают характеристик того, что предлагают. Авторы таких объявлений
ограничиваются информацией о наличии у них товаров – недвижимости, автомашины и
т.п. – или возможности предоставления услуг, а также своим адресом или
телефоном. Другие коммерческие объявления сообщают о желании их авторов
приобрести определенные товары или услуги или же произвести обмен – квартирами,
литературой и т.д.
Издательская деятельность редакции. В
поисках новых источников доходов газетные и журнальные редакции обращаются к
издательской деятельности. По своему характеру и направлению она во многом
совпадает с работой редакционных сотрудников, занятых подготовкой и выпуском
печатного периодического издания, и не требует поэтому их профессионального
переключения.
Издательская
деятельность редакции разворачивается на двух направлениях – газетном и
книжном. Иногда редакция сосредоточивается на одном из них, но нередко сочетает
их.
Одна
из важнейших ее форм – выпуск приложений. Это может быть
приложение-газета или приложение-журнал. Оно требует немалых расходов:
необходимо приобрести дополнительную бумагу, возрастает стоимость типографских
работ, оплаты распространения и др. Но вместе с тем издание приложения может
увеличить аудиторию главной газеты, ее престиж и конкурентоспособность. И, что
важно, оно увеличивает возможность публикации рекламы, объявлений и получения
дополнительных доходов.
Коммерческая
деятельность редакции.
В
редакции могут образовывать коммерческие подразделения, например,
редакционное информагентство, которое готовит материалы о событиях в регионе,
обслуживаемом газетой. Эту информацию агентство продает всем, кто в ней
нуждается, – редакциям других СМИ, фирмам, предприятиям, административным
органам и др. Крупные издания могут даже позволить себе создание видеоредакции,
задача которой – выпуск и распространение видеофильмов.
В
крупной редакции, оснащенной электроникой, нередко создают компьютерный центр или цех.
Здесь производят набор и верстку очередных номеров. Обычно этого не хватает,
чтобы полностью загрузить оборудование. В таком случае центр принимает заказы
со стороны – от других газет, журналов, различных издательских, рекламных и
коммерческих фирм, давая редакции дополнительный доход.
Деятельность
подобных редакционных подразделений нередко проходит столь успешно, что они
приобретают статус самостоятельной организации и выходят из коллектива
редакции, сохраняя, однако, связи с ней и передавая ей часть прибыли. Тогда
отдел рекламы становится самостоятельным рекламным агентством, в первую очередь
обслуживающим свою, «материнскую» газету. А редакционное информагентство,
приобретая независимость, иногда даже меняет название и заключает со своей
газетой договор, в соответствии с которым и обслуживает ее информацией.
Одна
из распространенных форм коммерческой деятельности редакции – продажа или
аренда полос номера. За заранее обусловленную цену полосу газетного или журнального
номера как бы сдают в аренду на определенный срок какой-либо фирме, предприятию
или общественной организации, административному органу, которые получают право
использовать приобретенную ими газетную площадь по своему усмотрению. Например,
печатать публицистические или рекламные материалы. Они могут быть подготовлены
работниками самой фирмы или сотрудниками редакции. Продажа полосы может быть
разовой или долговременной. В договоре, который редакция заключает с
покупателем, указывают не только стоимость полосы, но и период ее использования
покупателем, а также периодичность ее появления в газете. Продажа полос издания
наряду с публикацией рекламы становится одним из важнейших источников доходов
газеты.
Ценовая политика редакции. Ценовая
политика – один из важнейших аспектов финансовой политики редакции. Она
конкретизирует ее, помогая достижению целей редакции – получению наибольшей
прибыли, обеспечению финансовой базы издания.
Определение
оптимального тиража печатного издания обусловливает особенности ценовой
политики его редакции. И наоборот, устанавливая цену номера газеты или журнала,
регулируют размеры и структуру их тиражей. Произвольное, непродуманное
повышение этой цены может привести к печальным последствиям: редакция понесет
убытки, так как многие читатели перестанут выписывать и покупать газету.
Чтобы
избежать этого, определяют оптимальную цену номера. Она не является постоянной
величиной. Колебания рыночной конъюнктуры, спроса на издание и его тиража
приводят к ее изменениям.
Как
складывается цена номера, какова ее структура? В нее входит стоимость
подготовки и производства номера – оплаты публикаций журналистам и
внередакционным авторам, бумаги, типографских работ. В результате определяется
себестоимость номера. Умножив ее на количество номеров в разовом тираже газеты,
получают себестоимость ее тиража. Чтобы получить доход от реализации номера,
редакция прибавляет к его себестоимости определенную надбавку. Полученная таким
образом сумма составляет отпускную цену номера.
Однако
цена номера изменяется в зависимости от методов реализации тиража издания. При
подписке цена номера обычно несколько ниже цены номера при реализации тиража в
розницу.
Начиная
очередную подписку, редакция сообщает каталожную цену издания. Для этого
отпускную цену его номера умножают на количество номеров, выходящих в течение
подписного периода – полугодия, квартала и месяца.
Читатели,
желающие приобрести газету или журнал, которые распространяются в нескольких
регионах, нередко покупают их по так называемым региональным или зональным
ценам. Стоимость подписки на газету или цена номера, продаваемого в розницу,
могут колебаться в зависимости от удаленности региона от редакции, от пункта
печатания тиража, от стоимости транспортировки газеты в этот регион, от
стоимости передачи текстов и иллюстраций в пункт печатания по электронной
связи, степени наглости продавца и т.д.
При
запуске нового издания цену обычно снижают – иногда даже на 30–40% по сравнению
со стоимостью номера конкурентного издания. Это – так называемая демпинговая
цена. В дальнейшем редакция может перейти к эластичной, или скользящей, цене,
регулируя ее (повышая или понижая) в зависимости от изменения цены
газеты-конкурента.
Оптовая
цена номера колеблется и зависит от объема продажи. Редакционному менеджеру полезно
составить таблицу скидок при разных объемах оптовой продажи тиража, определив
границу снижения оптовой цены номера.
То
же самое и с оптимальной ценой рекламы.
Процесс
определения цены рекламы в печатных изданиях приводит к формированию в каждом
из них системы наценок и скидок. Они способствуют определению цены рекламы с
учетом особенностей конкретных ситуаций, зависящих от платежеспособности
рекламодателя, его требований, специфики его объявлений, возможностей издания и
т.д. Эта система должна обеспечить гибкость отношений редакции с
рекламодателями, закрепить их за газетой, предотвратить их уход к конкурентам.
И работать в интересах редакции, способствуя росту ее доходов от рекламы.
Наценка
– это оплата услуги, которую редакция оказывает рекламодателю,
удовлетворяя его требования в отношении особой формы публикации объявления. Это
может быть наценка за срочность публикации. Например, срочный тариф размещения
рекламы в газете «Вечерняя Москва» (в течение недели) предусматривает наценку в
50% ее стоимости. А необходимость появления рекламы в этой же газете через
два-три дня означает ее оплату по сверхсрочному тарифу со стопроцентной
наценкой.
Наценка
за полосность предусматривает повышение цены за публикацию рекламы на первой,
второй, предпоследней и последней полосах издания в два, а то и в три раза.
Двойная и тройная наценка применяется и за цветность рекламы – использование в
ней дополнительных цветов.
Некоторые
редакции устанавливают наценку за предоставление рекламодателям возможности
бронирования места и времени публикации рекламы – определения дня ее появления
на определенной полосе номера.
Виды
наценок разнообразны, их определяют в соответствии с желанием рекламодателей
отойти от обычной, стандартной формы подачи рекламы в издании. Они ограничены лишь
техническими возможностями редакции и платежеспособностью заказчиков.
Столь
же разнообразны виды и формы скидок.
Скидка
– это форма поощрения рекламодателя, предложение уменьшить его расходы по
оплате публикации объявления, если он увеличит его размеры на полосе или
потребует повторить его в нескольких номерах издания и т.п.
Кроме
наценок и скидок обычно применяют и выплату комиссионных – как стимулирование
деятельности частных лиц и организаций, привлекающих рекламу в издание.
Частному лицу (рекламному агенту) выплачивают комиссионные от 2 до 10% от суммы
привлеченного им заказа. Выше размеры комиссионных, выплачиваемых рекламным
агентствам, они составляют до 15% от суммы заказа. Такое агентство может быть
уполномочено редакцией продавать заказчикам рекламную площадь в издании или
самостоятельно покупает рекламу у заказчиков и затем перепродает ее редакции.
Ценовая политика в процессе производства
издания. Не меньшее значение ценовая политика редакции имеет для
производства периодического издания. Для обеспечения этого процесса требуется
приобрести необходимое количество материалов, энергии, технических средств,
рабочую силу. Этот товар покупают на соответствующих рынках. Поскольку процесс
выпуска газеты непрерывен, столь же непрерывно и приобретение всего
необходимого для этого. Оно сводится к повторению однотипных операций,
возобновляясь после исчерпания имеющихся резервов.
У
процесса приобретения материалов, необходимых для непрерывного производства,
есть определенные условия. Одно из них – ограничение времени, предоставленного
покупателю: он может ждать лишь до тех пор, пока не иссякнут его материальные
резервы. Другое ограничение количественное: покупатель, желая сократить свои
расходы, не может уменьшить объем своих закупок ниже определенного предела, не
рискуя прервать выпуск издания. И третье ограничение – уровень качества товара:
покупатель, стремясь уменьшить покупную цену, не должен экономить за счет
качества товара, иначе это может снизить уровень самого периодического издания.
Все
это влияет на ход конкретных операций при покупке материалов, необходимых для
обеспечения подготовки и выпуска печатных изданий. На рынке бумаги после
ценового бума, связанного с появлением огромного количества новых газет и
журналов, ее дефицит был постепенно ликвидирован, и предложение бумаги пришло в
соответствие со спросом. В подобной ситуации покупатель даже отказывается от
создания крупных резервов бумаги, так как уверен, что может всегда приобрести
ее в типографии за приемлемую цену.
Это
возможно, разумеется, если руководители редакции знают, сколько им необходимо
бумаги для обеспечения выхода газеты в течение определенного времени – месяца,
полугодия, года. Определить это количество в весовых единицах – граммах,
килограммах, тоннах – можно, установив расход бумаги на один номер и его вес.
При этом учитывают формат номера, его объем и плотность бумаги. Вес одного
номера умножают на количество номеров в одноразовом тираже издания. Остается
умножить полученный результат на количество выпусков газеты в течение месяца
или года, чтобы узнать, сколько бумаги требуется для обеспечения выхода газеты
в соответствующий период. После чего можно договариваться с руководством
типографии о покупке у нее необходимого количества бумаги.
Ценовые факторы в кадровой политике. Приглашение
нового сотрудника и заключение с ним трудового договора, определение уровня
заработной платы журналистов, переход некоторых из них в другую редакцию и
решение связанных с этим кадровых проблем – все происходит с учетом стоимости
рабочей силы на рынке. Информация, полученная в результате его изучения,
помогает принять правильное решение. Оно зависит, разумеется, от ситуации на
рынках труда и периодических изданий, отражающей потребность редакций в рабочей
силе. Последняя, как мы знаем, определяется и типом издания, спросом на
представителей различных журналистских, экономических и технических
специализаций.
Приглашая
нового сотрудника и предлагая ему определенную заработную плату, руководитель
исходит прежде всего из потребности в этом работнике. Уровень заработной платы
он устанавливает в соответствии с рыночной стоимостью труда специалиста данной
специализации и квалификации и со своими возможностями оплачивать его труд. В
каждой редакции формируется своя сетка усредненных зарплат, которой обычно придерживаются
руководители коллектива.
Однако
в некоторых редакциях исходят из индивидуальных способностей и возможностей
работников и устанавливают им индивидуальные оклады. Для того чтобы избежать
раздоров в коллективе, о размерах таких окладов знают только сами работники и
их руководитель. Иногда, стремясь финансово стимулировать лучших работников,
руководители редакции предоставляют лицу, отвечающему за деятельность крупного
подразделения – отдела или сектора, – определенную сумму и право распределять
ее между подчиненными ему сотрудниками в соответствии с их вкладом в результаты
общего труда. Но использование этих вариантов ценовой политики возможно лишь в
редакциях с прочной финансовой базой.
Уровень
заработной платы журналистов в большинстве редакций российских
периодических изданий зависит и от гонораров, получаемых ими за публикации.
Определение размеров гонораров штатным и нештатным журналистам, внередакционным
авторам и оплата переводов также являются элементами ценовой политики. Общая –
гонорарная стоимость номера издания – просчитывается финансовым менеджером
редакции и затем распределяется между авторами в зависимости от характера и
уровня их публикаций.
Редакционная прибыль. Редакционный
бюджет завершается показанием прибыли, полученной редакцией газеты или журнала.
Разумеется, лишь в том случае, если ее доходы превышают расходы. Прибыль
редакции – это средства, остающиеся после вычитания ее расходов из суммы
доходов. В бюджете ее называют балансовой прибылью.
Если
же расходы редакции превышают ее доходы, ни о какой прибыли, естественно, речи
быть не может. В этом случае возникает убыток, отмечаемый в редакционном
бюджете итоговой строкой как дефицит.
В
конце очередного финансового года главный бухгалтер редакции представляет ее
руководителям итоговый финансовый документ. Он состоит из двух частей –
бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках.
Все
эти документы кроме главного бухгалтера подписывает главный редактор или другое
лицо, являющееся распорядителем кредитов в редакции.
Ежегодно
редакция – АО публикует в печати свои баланс и отчет о финансовых
результатах ее деятельности (см. ниже).
EBITDA
– (сокр. от англ. Earnings before Interest, Taxes, Depreciation and
Amortization) — аналитический показатель, равный объёму прибыли до вычета
расходов по процентам, уплаты налогов и амортизационных отчислений. Показатель
рассчитывается на основании финансовой отчётности компании и служит для оценки
того, насколько прибыльна основная деятельность компании. Показатель
используется при проведении сравнения с отраслевыми аналогами, позволяет
определить эффективность деятельности компании независимо от её задолженности
перед различными кредиторами и государством, а также от метода начисления
амортизации. Показатель не является частью стандартов бухгалтерского учета.
Изначально предназначался для анализа привлекательности сделок по поглощению на
заемные средства. Обладает рядом известных недостатков. Несмотря на это, широко
используется в качестве инструмента для анализа компаний. Искажения,
возникающие при рассмотрении EBITDA и есть истинная причина того, что многие
компании, публикующие в своих отчетах данный параметр для широкого круга
инвесторов и аналитиков, делают это с оговорками по поводу понимания данного
параметра в контексте отчета. Амортизация расходов на приобретение,
изготовление или улучшение основных фондов оказывает существенное влияние на
величину показателя «прибыль». Так, например, если компания потратила
99 млн рублей на покупку новых компьютеров для своих сотрудников и решает
списать эти траты в течение трёх лет линейным способом, то в первый год
показатель «расходы» будет учитывать треть реальных затрат на покупку
компьютеров — 33 млн рублей, а, значит, уменьшит показатель
«прибыль». В последующие два года показатель «прибыль» также будет уменьшен с
учётом трети затрат на покупку компьютеров. Показатель EBITDA не учитывает
амортизацию и, по утверждению его сторонников, более реально отражает
прибыльность компании. К числу критиков использования EBITDA в отчётности
относится известный инвестор Уоррен Баффет, которому принадлежит высказывание:
«Неужели менеджеры думают, что капитальные затраты несёт зубная фея?» (Does management think the tooth
fairy pays for capital expenditures?) Теоретически, компания может
потратить миллиардные суммы на покупку новой техники, но эти реальные затраты
не будут учтены публикуемым показателем EBITDA. По мнению критиков показатели
«прибыль» и «операционный поток платежей» более реалистично отражают состояние
дел в компании, EBITDA это искусственный, усложнённый показатель. Международные
стандарты финансовой отчетности (IFRS) и правила ведения бухгалтерского учета
США (US GAAP) прямо не рекомендуют использовать показатель EBITDA, как
нарушающий базовые принципы учёта, тем не менее на практике он достаточно широко
распространен. Проблема с EBITDA заключается в том, что он смешивает здравый
смысл с условностями бухгалтерского учёта. Функция его состоит в том, чтобы
показать, сколько денег компания может теоретически направить на обслуживание
своего долга, потому что амортизация — это не реальные платежи, а при
нулевой прибыли налог на прибыль в теории тоже будет нулевым. Однако известно,
что в долгосрочном периоде капиталовложения 95 % американских компаний
примерно равны амортизации. Иными словами, EBITDA удобный инструмент анализа
при переделе собственности, так как позволяет определить «эффект более дешёвых
денег (дешёвого кредита)», то есть эффективность смены собственника на нового,
способного обеспечить более низкую ставку кредита по займам предприятия.
Расходы
Общередакционные
расходы
1.
Фонд оплаты труда штатных и нештатных работников.
2.
Фонд материального поощрения.
3.
Фонд социального развития.
4.
Почтовые расходы, оплата телефонов и других средств связи, Интернета.
5.
Командировочные расходы.
6.
Приобретение расходных материалов для работы редакции.
7.
Аренда помещений, мебели, техники.
8.
Страхование здания и имущества редакции.
9.
Содержание помещений.
10.
Текущий ремонт и амортизационные расходы.
11.
Транспортные расходы.
12.
Подписка на газеты и журналы.
13.
Рассылка обязательных экземпляров.
14.
Бюджет маркетинга.
15.
Отчисления издателю.
16.
Отчисления в федеральный и местный бюджеты (налоги).
17.
Отчисления по соцстраху.
18.
Страхование жизни журналистов.
19.
Отчисления в журфонд.
20.
Расходы на реализацию проекта выпуска приложения.
Издательские
и производственные расходы
21.
Гонорар:
а)
творческим сотрудникам;
б)
внередакционным авторам;
в)
за переводы.
22.
Стоимость бумаги.
23.
Типографские расходы.
24.
Распространение газеты.
25.
Приобретение информации и иллюстраций.
Доходы
1.
От реализации тиража газеты.
2.
От публикации рекламы и частных объявлений.
3.
От издательской деятельности.
4.
От коммерческой деятельности.
5.
От продажи полос газеты.
6.
Дивиденды от хранения средств Резервного фонда на банковском счете.
Прибыль
Балансовая
прибыль – Налог на прибыль = Чистая прибыль
Бюджет
телекомпании. Расходная часть. Особенности бюджета телерадиокомпании во
многом зависят от ее типа. Она может быть государственной или негосударственной
(коммерческой). Все государственные компании имеют юридическое лицо
государственного унитарного предприятия, наделенного правом ведения
хозяйственной деятельности, получения доходов. Для государственной компании
характерно сочетание производства информации и программ, их вещания, передачи в
эфир с предпринимательской деятельностью.
Еще
более это характерно для негосударственных телерадиокомпаний, большая часть
которых имеет статус акционерного общества или общества с ограниченной
ответственностью. Многие из них входят в состав крупных информационных
холдингов.
Одну
группу негосударственных компаний составляют производящие компании,
сосредоточенные на производстве программ и их продаже. Ко второй группе
относятся вещательные компании, передающие программы в эфир. Некоторые из них
сами производят часть информации и приобретают недостающее у производящих
компаний.
Доходная
часть. Характер и значение доходных статей бюджета также во многом зависят от
типа телерадиокомпании. Основу доходной части государственной телерадиокомпании
должна составлять государственная дотация – поступления из федерального
бюджета. Если они недостаточны для покрытия расходов компании, то разницу
закрывают, обращаясь к другим источникам доходов. Это выручка от продажи информации
и программ, подготовленных государственной компанией, другим компаниям. К ней
присоединяется доход от продажи той же информации зарубежным СМИ. Одной из
важнейших доходных статей бюджета является выручка от публикации рекламы.
Государственная компания может заниматься и издательской деятельностью, получая
доход от выпуска книжной литературы.
Иную
структуру имеет доходная часть бюджета коммерческой, негосударственной
компании. Важнейший источник доходов производящей компании – продажа ее
программ и фильмов. Среди них авторские программы – художественные,
документальные, публицистические, рекламные программы и др. Нередко такая
компания дотируется ее соучредителями (местной администрацией, партией и др.).
И если она входит в какой-либо медиахолдинг, то получает финансовую поддержку
от его руководителей.
Для
негосударственной вещательной компании важнейшее значение имеет доход от
рекламы.
Некоторые
крупные вещательные компании получают солидный доход от реализации своих
информационных проектов. Например, компания НТВ – от создания системы
спутникового телевидения НТВ-Плюс.
Крупные
телерадиокомпании – ОРТ, РТР, НТВ, Радио России и другие, передачи которых
принимают на всей территории нашей страны или большинства ее регионов,
поддерживают постоянные связи с определенным кругом производящих компаний,
продукция которых пользуется популярностью. Они сформировали шкалу цен для
приобретения нужной им информации. Процесс продажи вещательного времени здесь
регулируют с помощью прайс-листов – таблиц тщательно просчитанных цен на
эфирное время.
Особое
значение получает место рекламы во времени теле- и радиовещания. За ее передачу в
эфир в течение так называемого праймтайм – вечернего времени, когда перед
телевизорами собирается наибольшая аудитория, рекламодатель платит многократную
наценку. Еще большую сумму ему приходится выплатить за размещение его рекламы в
популярной развлекательной или спортивной программе, например между двумя
таймами международного футбольного матча. Эти же особенности определяют и цену
частных объявлений на телевидении и радио.
Комментарии
Отправить комментарий