Экономика. Лекция 2. Экономические потребности
Вторая лекция курса "Экономика" для заочного отделения
Потребности.
Блага. У всех людей есть различные потребности.
Их можно разделить на две части: духовные и материальные потребности. Хотя это
деление условно (так, трудно сказать, к духовным или материальным потребностям
относится потребность человека в знаниях), однако в большей части оно возможно.
Материальные потребности можно назвать экономическими потребностями. Они
выражаются в том, что мы хотим различных экономических благ. В свою очередь,
экономические блага — это материальные и
нематериальные предметы, точнее, свойства этих предметов, способные
удовлетворять экономические потребности. Экономические потребности — одна из основополагающих категорий в
экономической теории.
В рыночной
экономике, где экономические блага продаются и покупаются, их называют товарами
и услугами (часто просто товарами, продуктами, продукцией). Закон возвышения потребностей.
Потребности растут быстрее производства благ. Во многом это происходит потому,
что по мере удовлетворения одних потребностей возникают другие. Закон
Энгеля. В ХIХ веке немецкий статистик Эрнест Энгель доказал, что существует
прямая связь между типом покупаемых товаров и услуг и уровнем дохода
потребителей. С увеличением абсолютного размера дохода доля, расходуемая на
товары и услуги первой необходимости,
уменьшается, а доля расходов на менее необходимые продукты увеличивается. Ресурсы. Под экономическими ресурсами понимаются все виды ресурсов,
используемых в процессе производства товаров и услуг. В сущности, это те блага,
которые используются для производства других благ. Поэтому их нередко называют
производственными ресурсами, производственными факторами, факторами
производства, факторами экономического роста. В свою очередь, остальные блага
называют потребительскими благами. К экономическим ресурсам относятся: 1)
природные ресурсы (земля, недра, водные, лесные и биологические, климатические
и рекреационные ресурсы), сокращенно —
земля; 20 трудовые ресурсы (люди с их способностью производить товары
и услуги), сокращенно — труд; 3) капитал (в форме денег, т.е. денежный
капитал, или средств производства, т.е. реальный капитал); 4) предпринимательские способности (способности людей к организации
производства товаров и услуг), сокращенно —
предпринимательство; 5) знания, необходимые
для экономической деятельности.
Мы часто
сталкиваемся с тем, что экономические ресурсы ограничены, а экономические
потребности безграничны. Это сочетание двух типичных для хозяйственной жизни
ситуаций — безграничность потребностей и
ограниченность ресурсов — образует основу
всей экономики, экономической теории. В сущности, это наука, «изучающая, каким
образом общество с ограниченными, дефицитными ресурсами решает, что, как и для
кого производить». Ресурсы: 1) взаимопереплетены. Например, знания
используются, когда природные ресурсы стремятся потребить более рационально на
основе новых знаний (научных достижений). Знания являются важным элементом
такого ресурса, как труд, когда его оценивают с качественной стороны и обращают
внимание на квалификацию работников, которая зависит прежде всего от
полученного ими образования (знаний). Знания (прежде всего технологические)
обеспечивают повышение уровня использования оборудования, т.е. реального
капитала. Наконец, они (особенно управленческие знания) позволяют
предпринимателям организовывать производство товаров и услуг наиболее
рационально; 2) мобильны (подвижны), так как могут перемещаться в пространстве
(внутри страны, между странами), хотя степень их мобильности различна. Наименее
мобильны природные ресурсы, подвижность многих из которых близка к нулю (землю
трудно переместить из одного места в другое, хотя и возможно). Более подвижны
трудовые ресурсы, что видно из внутренней и внешней миграции рабочей силы. Еще
более мобильны предпринимательские способности, хотя часто они перемещаются не
сами по себе, а вместе с трудовыми ресурсами или/и капиталом (это связано с
тем, что носителями предпринимательских способностей являются или наемные
управляющие, или владельцы капитала). Наиболее мобильны два последних ресурса — капитал (особенно денежный) и знания; 3) взаимозаменяемы
(альтернативны). Если фермеру нужно увеличить производство зерна, то он может
сделать это так: расширить посевные площади (использовать дополнительные
природные ресурсы), или нанять дополнительных работников (увеличить
использование труда), или расширить свой парк техники и инвентаря (увеличить
свой капитал), или улучшить организацию труда на ферме (шире использовать свои
предпринимательские способности), или, наконец, использовать новые виды семян
(применить новые знания). У фермера есть подобный выбор потому, что
экономические ресурсы взаимозаменяемы.
Обычно эта
взаимозаменяемость не бывает полной. Например, человеческие ресурсы не могут
полностью заменить капитал, иначе работники останутся без оборудования и
инвентаря. Экономические ресурсы заменяют друг друга вначале легко, а потом все
труднее. Так, при неизменном числе тракторов можно увеличить число работников
на ферме, обязав их работать в две смены. Однако нанять еще работников и
организовать систематическую работу в три смены будет очень сложно, разве что
резко увеличив им заработную плату. Модель
Кобба-Дугласа. Иллюстрацией к переплетению
и альтернативности экономических ресурсов может быть простая, основанная только
на двух производственных факторах модель Кобба—Дугласа (названа по имени двух
американских экономистов). Она выглядит следующим образом: Q=AKαLβ, где Q — объем производства; К— размер капитала; L — затраты труда (в стоимостном выражении); α и β— показатели эластичности производства Q по отношению соответственно к капиталу и труду (они показывают,
на сколько процентов должно увеличиться Q,
если или К или L возрастает на один
процент); А — функция. Рынок ресурсов. В рыночной экономике каждый из экономических ресурсов представляет
собой большой ресурсный рынок — рынок
труда, рынок капитала и т.д., состоящий,
в свою очередь, из множества рынков конкретного ресурса. Производственные возможности и
предельные величины. Производственными
возможностями называются возможности по производству благ (выпуску продукции).
Необходимость постоянного выбора, какие ресурсы и в каких количествах
использовать для производства благ, демонстрирует график кривой
производственных возможностей.
Упрощенно
представим, что страна производит только два товара — автомобили и самолеты. Если она сконцентрирует все свои
экономические ресурсы на выпуске только автомобилей, она сможет за год
выпустить их 10 млн шт. Если ей надо
производить также 1 тыс. самолетов, то
это возможно при сокращении выпуска автомобилей до 9 млн шт. Для производства 2
тыс. самолетов придется сократить выпуск автомобилей до 7 млн шт., а для производства 3
тыс. самолетов — до 4 млн шт. При производстве 4 тыс. самолетов страна вынуждена вообще
отказаться от выпуска автомобилей. Таким образом, для увеличения производства
самолетов приходится отказываться от все большего количества автомобилей. Можно
сказать, что стоимость выпускаемых самолетов определяется тем количеством
автомобилей, от производства которых надо отказываться. Альтернативная стоимость — это то, «от чего приходится отказаться,
чтобы получить желаемое». Закон
возрастающих альтернативных издержек. В условиях
ограниченности одного из ресурсов и сокращающейся доходности, когда общество
находится на границе производственных возможностей, для того, чтобы увеличить
производство одного из благ, придется сокращать производство другого во все
возрастающем размере. Закон убывающей
отдачи. Непрерывное увеличение использования
одного ресурса в сочетании с неизменным количеством других ресурсов на определенном
этапе приводит к прекращению роста отдачи от него, а затем и к ее сокращению.
Этот закон базируется опять же на неполной взаимозаменяемости ресурсов. Ведь
замена одного из них на другой возможна до определенного предела. Например,
если три ресурса: труд, предпринимательские способности, знания — оставить неизменными и увеличивать такой
ресурс, как капитал (к примеру, число компьютеров в офисе при неизменном числе
персонала), то на определенном этапе наступает предел, за рамками которого
дальнейший рост указанного производственного фактора становится все меньше.
Результативность работы персонала, обслуживающего все большее число оргтехники,
снижается, увеличивается процент ошибок при работе, компьютеры простаивают и
так далее. Маржинальные величины.
Под предельной (маржинальной, от фр. marginal — находящийся на краю
чего-либо) величиной понимают прирост одной величины, вызванный приростом
другой величины на единицу (при условии, что все остальные величины остаются
неизменными). Предельные величины используются как производителем, так и
потребителем. Например, при оценке ими полезности того или иного блага.
Потребитель исходит прежде всего из доступности (редкости) для него того или
иного блага. Если чистая питьевая вода для него редкость, то за каждый литр ее
он готов дорого заплатить (исходя из
имеющихся у него денег и их покупательной способности). Но по мере все большей
доступности для потребителя питьевой воды он оценивает ее полезность для себя
во все меньшую величину и готов платить намного меньше за каждый литр. Таким
образом, по мере увеличения количества блага его предельная полезность
снижается. Производитель оценивает выгоду от того или иного метода
экономической деятельности. Закон возрастающих затрат демонстрирует, что,
например, по мере прироста урожайности пшеницы затраты минеральных удобрений на
прирост каждого центнера пшеницы (их называют предельными издержками)
изменяются, причем с тенденцией к возрастанию. Можно сделать вывод, что в этом
случае изменяется (сокращается) и доход, получаемый от применения каждого
дополнительного мешка удобрений, — его
называют предельным доходом. Все это частные случаи концепции предельных
величин (предельного анализа, маржиналистской теории, маржинализма). Она широко
применяется в экономической теории и практике и базируется на постоянном
соотнесении производимых или уже имеющихся благ с затратами на их производство
или их доступностью (редкостью). Важнейшая идея концепции состоит в том, что на
определенном этапе затраты на производство блага (издержки производства)
начинают расти быстрее, чем само производство этого блага. Другая важнейшая
идея концепции такова: чем обильнее благо, тем менее оно ценится. Экономическая эффективность. Экономическая эффективность —
это получение максимума возможных благ от имеющихся ресурсов. Для этого нужно
постоянно соотносить выгоды (блага) и затраты, или, говоря по-другому, вести
себя рационально. Рациональное поведение заключается в том, что производитель и
потребитель благ стремятся к наивысшей эффективности и для этого максимизируют
выгоды и минимизируют затраты. Считается, что «эффективность имеет место тогда,
когда общество не может увеличить выпуск одного блага, не уменьшая при этом
выпуска другого. Эффективная экономика лежит на грани производственных
возможностей». Нужно
понимать, что не всегда минимизация затрат означает экономическую эффективность
(товары luxury сегмента, некачественные товары). Оптимум
Парето. Это формулировка
экономической эффективности, предложенная итальянским экономистом Вильфредо
Парето (1848—1923). Исследуя
эффективность производства и распределения товаров на рынке при ограченности
ресурсов, Парето пришел к выводу, что это такое состояние рынка, при котором
никто не может улучшить свое состояние, не ухудшая положения хотя бы одного из
участников рынка. Оптимум Парето применяют не только в экономике, но и в
других науках, в том числе в математике.
При расчете
эффективности производства благ соизмеряются затраты одного или всех
факторов с полученной выгодой (благом). Таким образом показателей эффективности
производств может быть много. Так, измеряют производительность труда (деля стоимость всей произведенной
продукции на численность работников или на стоимость затрат труда), материалоемкость (деля стоимость израсходованных
природных ресурсов на стоимость произведенной продукции), капиталоемкость (деля стоимость использованного капитала на
стоимость произведенной продукции) или капиталоотдачу
(обратный показатель, получаемый делением стоимости произведенной продукции на
стоимость использованного капитала). Если соизмеряют стоимость произведенной
продукции со стоимостью всех использованных факторов, то говорят о
рентабельности. Потребитель при
расчете эффективности приобретения и потребления благ обычно исходит из их альтернативной
стоимости, т.е. из стоимости тех благ, от которых ему приходится отказаться при
получении желаемого блага. Понятно, что для разных потребителей эта
альтернативная стоимость различна, так как вкусы их неодинаковы. Однако по
большинству благ в обществе есть общепризнанная, установившаяся альтернативная
стоимость. Подходы к
измерению эффективности на микро- и макроэкономическом уровне различаются. Компания считает только те затраты, которые она понесла при
производстве блага, а покупатель обычно соотносит покупаемое им благо с
рыночной стоимостью тех благ, от которых ему приходится отказываться, чтобы
получить желаемое благо. Однако при этом оба не учитывают те затраты, которые
несет все общество, но которые не всегда входят в затраты фирмы на производство
блага и соответственно в его рыночную стоимость. Если, например, государство
предоставляет производителю из своего бюджета субсидию на изготовление дешевых
товаров для детей и стариков, то оно занижает для производителя величину его
затрат (издержек производства), а для потребителя — величину альтернативной стоимости. В результате для них
производство и потребление указанных благ будет эффективнее, чем при отсутствии
субсидии. Однако в этом случае все общество несет затраты в виде
субсидии, предоставляемой из государственного бюджета, который финансируется за
счет налогов, собираемых со всего общества. Таким образом, если принять во
внимание эти затраты, то эффективность на макроэкономическом уровне (так
называемая народнохозяйственная эффективность) будет ниже, чем на
микроэкономическом уровне (фирменная эффективность). Более того, на
микроэкономическом уровне при расчете эффективности не всегда учитываются и
другие затраты. Так, в издержки производства фирма обычно не включает стоимость
тех принадлежащих ей ресурсов (например, земельного участка, патентов на
собственные изобретения), за использование которых она никому не платит. Разделение труда, специализация. Разделение производства продукции между различными работками,
предприятиями и их подразделениями, отраслями, регионами страны, а также между
странами называется разделением труда. Соответственно различают
профессиональное, межфирменное и внутрифирменное (внутризаводское),
межотраслевое, межрегиональное и международное разделение труда. Различают
также разделение труда подетальное и поузловое, т.е. изготовление не готового
до конца продукта, а его элементов.
В ходе
разделения труда работники, предприятия и их подразделения, отрасли, регионы,
страны ориентируются на производство ограниченного круга продуктов.
Базирующаяся на разделении труда ориентация производителей на изготовление
отдельных продуктов и их элементов называется специализацией. Специализация
дает производителю немало преимуществ. Во-первых, специализируясь на
производстве того или иного продукта, производитель имеет возможность наиболее
эффективно использовать доступные ему или имеющиеся у него экономические
ресурсы. Обмен. Если каждый участник хозяйственной жизни специализируется на
производстве ограниченного круга продукции, то все остальные блага, нужные ему
как производителю и потребителю, он доложен получать со стороны. Для этого он
обменивает имеющиеся в его распоряжении блага (производственные ресурсы
и потребительские блага) на те блага, которые ему нужны. В хозяйственной жизни обмен благами обычно принимает форму
торговли между людьми, фирмами,
регионами, странами.
Комментарии
Отправить комментарий