Информационный менеджмент. Лекция 1. Основы информационного менеджмента
В американской литературе для обозначения комплекса
задач управления, связанных с информационными системами, используется понятие
Information Management. Оно
включает как внутренние задачи управления в среде ИС, так и вопросы ее
использования для решения разнообразных задач в сфере основной деятельности
предприятия, фирмы.
Информационный менеджмент - это
специальная область менеджмента, выделившаяся как самостоятельное направление
в последние годы и все более приобретающая специфические особенности.
Определим
сферу, охватываемую информационным менеджментом. В широком смысле сфера
информационного менеджмента - совокупность всех задач управления на
всех этапах жизненного цикла предприятия, включающая все действия и операции,
связанные как с информацией во всех ее формах и состояниях, так и с
предприятием в целом на основе данной информации. При этом должны решаться
задачи определения ценности и эффективности использования не только собственно
информации (данных и знаний), но и других ресурсов предприятия, в той или иной
мере входящих в контакт с информацией: технологических, кадровых, финансовых и
т.д. В
узком смысле информационный менеджмент представляет собой круг задач
управления, прежде всего производственного и технологического характера,
решение которых обеспечивает достижение целей организации в основной ее
деятельности за счет эффективного согласованного управления как элементами, процессами
и ресурсами собственно информационной системы, так и другими элементами,
процессами и ресурсами предприятия.
Области информационного менеджмента.
Понятие «информационный менеджмент» как самостоятельное появилось в
экономической информатике совсем недавно - в конце 70-х гг. Его возникновение в
равной мере можно приписать как необходимости повышения эффективности при
принятии ответственных решений в сфере собственно информатизации (внутренние
задачи ИМ), так и тем требованиям, которые стали более детально учитывать при
анализе ситуаций в области основной деятельности (внешние задачи ИМ). Весьма
значительным событием в этом плане назван 1957 г. В этом году в США впервые
количество так называемых «информационных» работников,
основная функция которых - обработка информации, сравнялось с числом
«производственников», основная функция которых - непосредственное участие в
производстве. После этой даты число информационных работников в США становится
доминирующим и в настоящее время составляет около 50% рабочей силы, число же
производственных работников 20%, в том числе работников сельского хозяйства 5%.
Если объединить в одну группу работников, занятых в информационных технологиях
и в сфере обслуживания, то их доля будет около 80%, что весьма наглядно
характеризует народное хозяйство США. Предсказывают, что на ближайшие годы
работники этой группы составят приблизительно 90% всех работающих (интересно,
не дойдет ли она со временем до 100%?).
Задача
информационного менеджмента: Формирование технологической среды
информационной системы С расширением и дифференциацией мирового рынка
средств информатизации (СИ), т.е. вычислительной, периферийной, специальной и
коммуникационной техники (Hardware),
а также программных, информационных и сервисных средств (Software) множатся варианты возможных
решений в области формирования технологической среды информационных систем. При
этом имеются в виду не проектные работы по созданию ИС или ее элементов, а те
решения, которые принимает менеджер в качестве представителя заказчика, т.е. в
порядке выработки технического задания, исполнять которое, может быть, будет
специализированное предприятие. С позиций стратегического информационного менеджмента
в отношении Hardware и Software предприятию необходимо
выяснить следующие важные вопросы: 1) нужно ли всегда стремиться использовать
только новейшие средства информатизации и при этом рисковать из-за их незавершенности;
2) какую степень децентрализации ИС необходимо выбрать; 3) следует ли доверять
принятым и принимаемым международным нормам (в том числе тем, которые только
еще начинают вводиться) или предпочесть нормы (нормативы) одного определенного
изготовителя и связать себя с этим изготовителем; по какому глобальному
критерию следует выбирать поставщика.
Различия
между информационной и производственной системой: Информационная система: Входная информация. Занесение в память.
Обработка данных программами. Выдача информации в требуемых формах. Передача
информации пользователю. Производственная система: Сырье. Хранение
на складе. Обработка на станках, в печах и т.п. Сдача готовой продукции на
склад. Сбыт продукции. Основой информационной системы
является технология. Если рассматривать информационную технологию (ИТ) по
этапам, можно заметить следующее. От объема и характера входной информации в
информационной системе зависят требования к устройствам ввода, их
производительности, а также время ввода.
Занесение в память информации аналогично хранению сырья на складе. Объем
памяти ИС, по существу, хорошо согласуется с вместимостью складских помещений.
И так же как сырье, информация не должна «лежать на складе», она должна
полностью и постоянно использоваться; избыточная память (аналогия - излишние
складские площади) снижает эффективность системы, поскольку информация
обрабатывается дольше, устройства большой емкости стоят дороже, их стоимость
переносится на продукцию, т.е. на результат обработки информации (ОИ). Основной этап информационных
технологий, конечно, - обработка данных программами. Возможности потерь и
резервы здесь обычно скрыты в большем объеме, чем на других этапах.
Развитие информационной системы и
обеспечение ее обслуживания: Потребность в постоянном развитии ИС приводит
к необходимости роста объема обслуживания; с течением времени развитие, и
обслуживание информационных систем оказались взаимно обусловленными и
связанными между собой и со многими острыми проблемами. Растущий объем
обслуживания ИС отягощает их же развитие, приводя к росту объема невыполненных
или неосуществленных планов на развитие. Поэтому следует искать выход в
установлении степени предпочтения в паре «развитие/ обслуживание» или
соотношения между приобретением готовых СИ,
заказом разработки СИ посторонней фирме и изготовлением СИ собственными
силами.
Планирование в среде информационной системы: В соответствии с
протяженностью во времени задач управления различают стратегический информационный
менеджмент (СИМ) и оперативный информационный менеджмент
(ОИМ). Причем между этими уровнями существуют отношения подчиненности, т.е.
цели, определяемые на стратегическом уровне, реализуются на оперативном. При
этом глобальная стратегическая цель ИМ в информационных системах должна
состоять в обеспечении возможно большего вклада ИС в цели предприятия по
основной деятельности через использование информационных технологий; в
соответствии с этой целью возникают специфические задачи и для организации
собственно информационного менеджмента.
Понятие «стратегический» в отношении ИМ предполагает, с одной стороны,
планомерное определение долгосрочных - на срок 3-5 лет - целей по всем
направлениям, а с другой - выбор пути достижения поставленной цели и
определение набора задач, решение которых ведет к цели. Такие задачи решаются
на уровне высшего руководства организации. Выбранные решения долгосрочных
задач образуют наборы исходных данных (задания) для оперативного, т.е. наиболее
краткосрочного, уровня. Помощь в
соответствующем анализе могут оказать известные апробированные модели развития
ИС на предприятии. В частности, в модели Р.Л. Нолана (R.L. Nolan) определены шесть типовых ступеней развития:
инициирование, распространение, управление, интеграция, ориентирование данных,
завершение или зрелость, на которых ИС применяются с различной интенсивностью.
Сопоставление с эталонной моделью делает вполне очевидными приоритеты уровней
планирования и контроля как для специалистов по обработке информации, так и для
пользователей. Каждое предприятие может постепенно найти свою модель и
определить свою позицию при разработке для себя системы планирования применения
ИС. Из стратегического плана
инвестиций в ИС должно формироваться и подходящими средствами осуществляться
годовое планирование.
Формирование
организационной структуры в области информатизации: Организация ИС должна
однозначно соответствовать организации основной деятельности предприятия. Общепринятой
основой решения практических задач организации в области ИС считается
следование структурному подходу. При этом необходимо учесть, что при изменении
в структуре основной деятельности может существенно изменяться и структура
внутренней организации самой области ОИ и что в настоящее время система
обработки информации (СОИ) в структуре предприятия занимает все более
значительное место. Организационные
изменения, если таковые потребуются, должны быть, естественно, разъяснены всем
непосредственным участникам, даже если изменения должны быть «реализованы» на
предприятии в целом. Обычно эти мероприятия реализуются на оперативном уровне.
Сами организационные изменения на предприятии как процесс должны
сопровождаться соответствующими организационными мероприятиями (например,
созданием на определенное время комиссии по управлению этим процессом,
мероприятиями, по обучению работников и т.д.). Использование и эксплуатация информационных систем: В
информационных системах наблюдаются следующие тенденции: 1) происходит смещение
интересов пользователей от использования машин-вычислителей к использованию
вычислительных и информационных сетей; 2) снижается интенсивность необходимого
обслуживания при использовании ИС (например, за счет перекладывания некоторых
задач обслуживания на пользователя при соответствующей его подготовке); 3) выступают на
передний план соображения защищенности информации и ИС в целом на основе
комплексов машин и сетей. Эффективное
использование и обеспечение работоспособности всех средств информатизации
составляют основу информационного менеджмента.
Формирование инновационной политики и осуществление инновационных
программ: По технике и возможностям применения сфера обработки информации
является динамичной и быстро изменяющейся областью. Чтобы открывающиеся при
этом возможности сделать полезными для предприятия, следует объявить
требование постоянных инноваций в ИС задачей особой важности для информационного
менеджмента. Интенсивные
коммуникации в структуре ИС и стремительно развивающиеся подразделения требуют
постоянных инноваций в интересах ИС на предприятии. Управление персоналом в сфере информатизации: При рассмотрении этой
типовой задачи менеджмента необходимо иметь в виду, что объектом управления
для информационного менеджера является персонал не только подразделений сферы
обработки информации предприятия, а весь персонал предприятия в целом. Это
особенно важно учитывать, так как каждый работник предприятия может быть не
только формальным конечным пользователем ИС, но он может их также создавать,
развивать и целенаправленно, эффективно использовать на своем рабочем месте. Предприятию, во-первых, необходимо
приложить усилия и затратить средства для приобретения работником начальных
знаний (часто обозначаемых как компьютерная грамотность);
во-вторых, в соответствии с избранным профилем его деятельности необходимо
интенсифицировать и актуализировать его ресурс также и в других задачах и
функциях информационного менеджмента. Поскольку
спрос на квалифицированных работников со знанием экономической информатики в
нашей стране еще в течение ряда лет вполне очевидно будет превышать
предложение, необходимо в рамках стратегического менеджмента создавать предпосылки
для формирования на предприятии обстановки привлекательности роста
квалификации работников в сфере обработки информации и планировать этот рост;
следует учитывать и использовать также возможные переходы (переводы) работника
из одного подразделения в другое.
Управление
капиталовложениями в сфере информатизации: Во многих случаях к
стратегическим задачам информационного менеджмента в этом направлении
принадлежит также осуществление выбора между различными формами вложения
капитала в ИС - между приобретением ИС, их арендой или оплатой на основе
лизингового соглашения. Это обусловлено, прежде всего, тем, что развился
настолько оживленный рынок некоторых СИ (как Hardware, так и Software),
что стали возможными различные формы расчетов по весьма широкому спектру
изделий и услуг. Производители СИ идут на смягчение условий оплаты их
продукции с целью укрепления связей с потребителями. Защита информационных ресурсов: Защита предприятия от катастроф
или аварий при эксплуатации ИС сегодня является необходимым условием
защищенности. Это может быть собственная страховка (например, строительство
запасного ВЦ) или использование специального плана защитных мероприятий,
которые при необходимости обеспечивают доступ к постороннему ВЦ.
Жизненный цикл информационных систем: Широко
распространено представление о том, что информационные системы живут недолго:
от трех до семи лет. На самом деле это свидетельствует лишь о высокой
динамичности информационных систем и технологий: в течение этого времени система
может оставаться эффективной. И только. Далее она должна развиваться или
перестанет быть конкурентоспособной. Как таковая ИС должна создаваться на
предприятии или в учреждении не иначе как «на вечные времена», причем в виде,
допускающем развитие и совершенствование по всем компонентам без утраты
способности функционировать. Трансформация
автоматизированных систем управления: Теоретически любую информационную
систему можно как построить, так и совершенствовать или развивать многими способами,
иногда даже весьма разными, при выборе которых нужно учитывать многие факторы.
В этих условиях от специалистов кроме квалификации обязательно требуется еще и
ясное и непредвзятое отношение к возможным вариантам системы. Основой информатизации на современном
этапе служат АСУ, созданные в свое время на многих предприятиях страны. Однако
они перестали удовлетворять современным целям предприятий и претерпевают в
настоящее время значительные трансформации, суть которых следует правильно
понять, чтобы планомерно направлять процесс преобразования АСУ в нужное русло. Определение АСУ, данное в эпоху
общегосударственного планирования и управления, имеет следующий вид: «Автоматизированная
система управления - это система, состоящая из персонала и комплекса
средств автоматизации его деятельности, реализующая информационную технологию
выполнения установленных задач». Таким образом, АСУ разворачивались для того,
чтобы предприятие могло быстрее и лучше выполнить спущенный сверху план. Этому,
а АСУ подчинено все. Причем и сами АСУ строились в значительной мере сверху,
т.е. по отраслевым стандартам. Сейчас предприятие автономно в вопросах создания
ИС. Развитие АСУ может происходить и
происходит по пути преобразования их в так называемые корпоративные информационные
системы (КИС).
Анализ внутренней
ситуации в информационной системе: В отношении данных должны исследоваться
следующие аспекты (преимущественно организационные):
- объем и качество, т.е. сущность или состав данных и связей; уровень разрозненности или, напротив, степень интегрированности имеющихся данных относительно технологии банков и баз данных;
- полнота и актуальность структур данных с позиций пользователя;
- специфика установленных банков данных в структуре управления (концептуальная модель, специфика языков банков данных, перечень данных, функции системы зашиты данных, места сечения) и/или других программных средств управления данными;
- организационные и технологические пути доступа к данным;
- защищенность данных (объем и качество мероприятий по сохранению полноты и корректности данных); мероприятия по защите данных (политические, правовые, организационные, а также технические и технологические мероприятия).
В рамках каждого детального рассмотрения следует
провести анализ следующих отдельных позиций:
- число сотрудников (в среднем на область деятельности);
- поле деятельности для каждого из сотрудников сферы ОИ;
- качество руководства сферой ОИ;
- производительность и загрузка работников сферы ОИ;
- квалификация и образование работников сферы СИ (в особенности их коммуникабельность при работе с пользователями);
- средства и уровень мотивации работников сферы ОИ;
- производственный климат в подразделениях сферы ОИ;
возрастная структура (возраст и стаж работы, а также
опыт работы в сфере ОИ).
Для характеристики персонала сферы ОИ следует
составить единую документацию. Установленные при этом сильные и слабые стороны
работников дают точки отсчета для возможных организационных изменений в области
трудовых ресурсов.
В отношении технических средств целесообразно
проанализировать следующие важные аспекты:
• типы,
технические характеристики и мощность центральных и децентрализованных ЭВМ;
• число, технические характеристики и емкость главных
накопителей и высокопроизводительных принтеров;
• число,
«интеллектуальность» и ориентированность (приспособленность к применению)
дисплеев и принтеров на рабочем месте; число и характеристики остальных
устройств ввода-вывода;
•
внутренние вычислительные сети и их компоненты; внешние
телекоммуникационные связи;
• места
установки технических средств;
• доступность
и характерное время ответа (при нормальной и пиковой загрузке) центральных и
периферийных ЭВМ;
• загрузка
центральных и периферийных ЭВМ (загрузка процессоров, использование памяти
накопителей);
• «история развития» (доля прироста, развитие
производительности и емкости) центральных и децентрализованных технических
средств;
• возможности
расширения технических средств; данные по изготовителям и поставщикам (в
особенности надежность и оценка пользователями этих средств);
• данные по
приобретению/аренде/лизингу или по продолжительности связей с поставщиками в
сфере технических средств;
• данные по
техническому обслуживанию и сервису.
Степень детализации анализа следует определять
рамками исследования. Чаще всего в организации уже сложились в отношении к
планированию технических средств достаточно конкретные представления. Эти
представления нужно выделить уже в фазе анализа, чтобы иметь возможность
учесть их возможные воздействия на развитие ИС.
Менеджмент данных. В
настоящее время практически на всех предприятиях имеются достаточно обширные и
разветвленные структуры данных. В совокупности накопленные данные начинают
представлять все большую ценность для любого предприятия. Для многих
предприятий данные со временем могут стать основной их ценностью. В связи с
этим на предприятии необходимо организовать и постоянно осуществлять
менеджмент данных. Задачами менеджмента данных могут быть: участие в формировании
структур данных, совершенствование информационных структур, прием и занесение
данных в соответствующие компоненты информационной структуры (банки данных,
базы знаний и др.), устранение выявленных (возникших) ошибок в данных,
обеспечение адекватной комплексной защищенности данных, предоставление копни
блоков данных в соответствии с ИТ, контроль данных, представляемых для
помещения в банки (данные должны быть полными, актуальными, ценными,
содержательными, качественными и т.п.), создание и ведение каталога данных и
иных средств сервиса, предоставляемых потребителям данных. С учетом особой
важности для предприятия функции менеджмента данных, как правило, за его
осуществление отвечает одно лицо - администратор данных. Для
обеспечения успешного выполнения этих функций должна быть создана и постоянно
находиться в распоряжении менеджера (администратора) данных специальная
технология работы с данными, реализующая названные выше функции менеджмента на
технологическом уровне. Это должны быть средства: ведения каталога;
формирования структуры (архитектуры) данных; анализа данных по различным аспектам;
менеджмента копирования и выдачи; приема, занесения и корректировки;
обслуживания пользователей путем локализации и защиты их данных,
предоставления инструментальных средств; проектирования и создания банков
данных. По целому ряду функций на рынке предлагаются средства их поддержки. Выполнение
работы к определенному сроку: Одна и та же работа разными исполнителями
может быть выполнена совершенно по-разному и, прежде всего в разные сроки. В
реальных производственных условиях это может быть нежелательно или вообще
недопустимо, поскольку необходимо иметь уверенность в том, что производственное
задание будет выполнено в заданный срок.
Принципы
формирования проекта и внедрение информационных систем:
Принцип 1:
организационные структуры и технологические системы должны быть
концептуально согласованы друг с другом.
Поскольку задачи любого подразделения фирмы выполняются с использованием
ИС и ИТ в условиях, определяемых организационной структурой и технологической
базой, вполне естественно выглядит необходимость взаимного согласования друг с
другом возможностей, потребностей и способностей работников, особенностей
решаемых (или подлежащих решению) ими задач, организации работ и создаваемой
ИС.
Принцип
2: внедрение ИС на предприятии должно обеспечивать положительную
мотивацию и удовлетворенность работников от работы с использованием
предлагаемых проектом системы средств информатизации. Распределение задач подразделения по рабочим местам - это реальное
разделение труда. Определение компетенции работников и квалификационных
требований к ним, как правило, может изменяться при введении ИС. Многое говорит
в пользу того, что эти изменения должны предприниматься планомерно, что нужно
согласовывать вводимые изменения, если они необходимы, с интересами и
потребностями пользователей, что изменения должны давать дополнительные
возможности, обеспечивающие обогащение характера труда работника за счет
использования новых технологий.
Принцип 3: сами пользователи должны
активно участвовать в создании, развитии и совершенствовании систем ОИ. Требование активного участия
пользователей в этой работе вытекает из нескольких соображений. Прежде всего,
необходимо констатировать - и это можно сделать на основе опыта внедрения
многих систем, что отношения между специалистами по ОИ и пользователями или
производственными подразделениями складываются, во всяком случае, не без
проблем.
Фазы процесса создания систем:
Процесс создания ИС обычно разделяется на некоторые типовые фазы. В каждой
фазе следует решать определенные проблемы, для чего в распоряжении
разработчиков должны быть соответствующие методы и средства их поддержки. Такие
фазовые схемы не являются, конечно, абсолютно объективными. Они оправдываются,
скорее всего, из сугубо прагматических соображений необходимости упорядочения
организации работ: правильно такое разделение работ, которое оказывается
целесообразным для практической работы по созданию системы. С учетом принципов
формирования ИС, опирающихся на тщательный учет структуры организации и
обеспечение участия в работах производственных подразделений, представляет интерес
такая последовательность типовых фаз.
Фаза
0: снижение уровня напряжения и взаимного предубеждения между
производственными подразделениями и специалистами по ОИ. Эту фазу вполне
можно благополучно миновать, потому что она нужна только тогда, когда уже
сложились на каких-либо основаниях и проявились в типовых ситуациях
информатизации такие взаимные предубеждения.
В таких случаях перед началом работ по проектированию
системы следует провести целенаправленно организационно-технические мероприятия
по снижению предвзятости и формированию взаимного доверия. Содержание этих
мероприятий определяется характером существующих противоречий, их истоками,
имеющимися возможностями для маневрирования персоналом и ресурсами. Эта фаза
входит в круг задач по управлению персоналом, вопросы данного характера
рассматриваются далее.
Фаза 1: знакомство с объектом, изучение и анализ
проблем. В этой фазе разработчики проекта получают первое представление об
отделе или подразделении, для которого создается ИС. Здесь им нужно определить,
какие на данном объекте имеются проблемы, решить которые призвана создаваемая
ИС, где будут границы системы и каков приблизительно объем проекта. Будущие
пользователи должны узнать, какие общие или генеральные цели преследуют разработчики.
Наряду с получением обеими сторонами, участвующими в создании ИС, исходной
информации Друг о друге в этой фазе необходимо заложить базу для совместной
работы сторон. Уже здесь должно быть обеспечено стремление всех участников
проекта к активной совместной работе.
Фаза 2: предварительное планирование
целей. На этой стадии работ наряду с проведением обследования объекта по
стандартным формам (опросы, описание и анализ документооборота и т.д.)
целесообразно провести специальный вводный семинар для персонала
информатизируемого подразделения. На таком семинаре под руководством опытного
ведущего и с поддержкой какой-либо иллюстрационной техники работники
затрагиваемого(ых) подразделения(й) рассматривают имеющееся положение дел,
выявляют недостатки и формируют для себя начальные представления о целях
создаваемой системы. Устанавливаемые на этом этапе цели будут предварительными,
эти цели, возможно, будут конкретизироваться, а перечень их - уточняться. Но
именно на этом этапе важно добиться, прежде всего, понимания всеми работниками
подразделения того, что при определении целей речь идет не о целях для
технологической части ИС, а о целях для интегрированной
организационно-информационной системы в целом. Следует отметить, что фазы 0-2
все-таки чаще всего приходится проводить при участии или даже под режиссурой
подразделения ОИ, если оно, конечно, на фирме уже существует.
Фаза 3:
организация работы над проектом. Эта фаза наступает после того, как
установлены границы создаваемой системы на пространстве деятельности
предприятия, т.е. зафиксировано, какие задачи будут включены в сферу ее действия,
и стало хотя бы приблизительно известно, какой объем будет иметь проект. Центральными
вопросами организации работ и соответствующей структуры являются следующие:
выбор или отбор членов проектной группы, в особенности представителей
производственных подразделений; определение компетенции всех участников
проектных работ; определение круга лиц, постоянно информируемых о ходе работ; выбор
инструментов, поддерживающих проектный менеджмент.В практических руководствах
по этим вопросам рекомендуется структурировать проектные работы на основе
системного подхода. При этом особо подчеркивается необходимость участия
производственных подразделений и предполагается, что работники подразделения
имеют общее представление об инновациях и управлении проектами. Удовлетворить
этому условию достаточно несложно, поскольку в настоящее время в учебный план
подготовки менеджеров включен обязательный курс инновационного менеджмента,
содержащий раздел управления проектами.
Фаза 4: анализ настоящего и будущего
состояния. В фазе 1 подлежащие решению задачи определены достаточно грубо
и нечетко. Теперь необходимо детально обрисовать имеющееся состояние. В этом
анализе выявляется следующее: в соответствии с поставленными задачами
определяется информация, необходимая для их решения; описывается существующая
организационная структура и формулируются ее недостатки; то же выполняется по
отношению к существующей системе ОИ; оцениваются состояние работников
(удовлетворенность или неудовлетворенность и ее степень) и их мотивация. В
создаваемой системе все положительное должно быть сохранено, все отрицательное
- устранено. Кроме того, должны быть определены некоторые ключевые условия для
обеспечения успешного существования в будущем создаваемой интегрированной ИС,
в частности особенности ее технологического развития, правовое регулирование ее
функционирования, программа развития основной технологии и т.д. Это требуется
для того, чтобы система создавалась с необходимой степенью гибкости в расчете
на будущее.
Фаза 5: планирование целей. Предварительно сформулированные
в фазе 2 цели могут быть подвергнуты проверке, оценке и при необходимости
ревизии на основе более точной информации, полученной в ходе анализа
существующего состояния и прогнозирования. Это позволит построить более
совершенную систему, выявить и устранить грубые ошибки в решениях, принимаемых
в начале работ в условиях значительной неопределенности, а также избежать нх в
дальнейшем. Такая коррекция целей на основе более точной информации позволяет
еще и снизить меру ответственности за принимаемые на начальных этапах
проектирования решения и тем самым - степень риска; она же позволяет добиться
и снижения напряженности труда участников проекта.
Фаза 6: формирование
вариантов концепции. На этой стадии следует по возможности разрабатывать параллельно
несколько вариантов концепции ИС. Если очень рано сужается пространство
допустимых решений в вопросах выбора концепции в пользу одного определенного
варианта, то повышается вероятность того, что будет принято не обязательно лучшее
решение. Это обусловлено тем, что решение, отобранное на ранней стадии, не
сопоставляется далее с другими возможными вариантами, что практически не дает
возможности выявлять его недостатки. К тому же при параллельном рассмотрении
нескольких альтернативных вариантов концепции представляется возможным
обеспечить подлинное сотрудничество разработчиков системы с производственным
подразделением, подлежащим информатизации. Если же на рассмотрение
представляется только один вариант системы, то будет достаточно сложно убедить
пользователя в том, что именно этот вариант лучше всего реализует его задачи и
учитывает его запросы и требования. В этом случае у пользователя возникает
устойчивое мнение, что ему кто-то посторонний, недовольный его работой,
предлагает просто подчиниться разработанной этим кем-то концепции улучшения
работы.
Фаза 7: выбор концепции. При наличии нескольких вариантов
концепции создаваемой системы рано или поздно нужно будет выбрать один из них.
Для этого необходимо оценить предложенные варианты. Оценка сложных систем с
участием нескольких лиц - специалистов по ОИ, работников подразделения,
руководства предприятия - осуществляется всегда трудно. Существенный эффект в
сужении круга вариантов может дать их оценка по единому критерию «затраты/производительность».
Это позволяет обеспечить поиск согласия всех экспертов, участвующих в оценке
вариантов, относительно выбора одного из них.
Фаза 8: уточнение концепции. После
выбора одного из вариантов концепции создаваемой системы в качестве базового
этот вариант уточняется и детализируется всеми участниками процесса создания
ИС. В этой фазе самым серьезным образом также должно участвовать затрагиваемое
производственное подразделение, так как именно в этой фазе устанавливаются
многие важные детали, определяющие в дальнейшем особенности и степень удобства
повседневного общения с системой (обсуждаются языки поддержки запросов,
специализированные клавиши на клавиатурах или даже специализированные
клавиатуры, специальные маски на клавиатурах, варианты экранных форм дисплеев и
т.п.). Параллельно с концепцией собственно ИС, т.е. с ее внутренней
организацией, важной при организации эксплуатации, необходимо разрабатывать
организационную концепцию системы, ориентированную, прежде всего на
пользователей. При этом должны быть рассмотрены особенности организации
рабочих мест и планирование технологических процессов в новых условиях. Все это
по возможности следует скорректировать под новые условия. Из принятой
концепции относительно новых рабочих мест можно вывести квалификационные
требования, которые должны быть предъявлены к персоналу. Если при анализе
имеющегося кадрового потенциала выявится дефицит квалификации, то в составе
концепции должны быть предусмотрены соответствующие возможности развития, т.е.
повышения квалификации персонала. При этом мероприятия по обучению должны
обеспечивать получение, прежде всего именно тех конкретных навыков и знаний,
которые потребуются в будущем для работы с данной системой.
Комментарии
Отправить комментарий